Данной работе рассматриваются
возможности использования гендерного подхода при анализе русской
классической литературы на примере романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».Гендерный подход
в науке основан на идее, что важны не биологические различия между
мужчинами и женщинами, а культурное и социальное значение, которое этим
различиям придает общество [1]. Гендерный подход
в изучении литературы выполняет корректирующую функцию, так как,
выявляя недостаточность традиционных установок и подходов, он
деконструирует сложившиеся интерпретационные стереотипы, заставляет
по-новому взглянуть на классические произведения. Задача
нашей работы – подвергнуть гендерному анализу роман И.С. Тургенева
«Отцы и дети», а именно провести исследование образа женщины-эмансипе
Евдоксии Кукшиной. В
феврале 1856г. И.С. Тургенев чуть не поссорился с Л.Н. Толстым, который
весьма не лестно высказался по поводу Ж. Санд [2]. Тургенев горячо
вступился за Ж. Санд, пропагандировавшую в своих романах идеи женской
эмансипации. Но известно, что еще в 1854 году в повести «Два приятеля»
Тургенев создал карикатурный образ эмансипированной женщины, которая
стала предшественницей псевдонигилистки Кукшиной в романе «Отцы и дети».
Это противоречие наталкивает на вопрос об отношении Тургенева к
женщинам-эмансипэ? Во-первых, он известен как большой охотник до женской
красоты и ее ценитель. Во-вторых, он создал образ “тургеневских
девушек” - самоотверженных, искренних, решительных, не боящихся любить
(Елена в “Накануне”, Наталья в “Рудине”, Лиза в “Дворянском гнезде”).
Тургенев старался быть объективным в изображении своих героев, но его
Кукшина изображена отнюдь не в беспристрастных тонах. Так почему же?Традиционная
версия трактовки образа Кукшиной, которая рассматривается в школе,
заключается в общем в утверждении, что Евдоксия – лишь пародийный фон
для Базарова. Но разве недостаточно было «мужского» фона (Ситникова)? И
откуда взялась злая ирония по отношению к женскому персонажу? Тип
Кукшиной не укладывается ни в один из общепризнанных в XIX веке женских
стереотипов, исследованных Ю.М. Лотманом [3]: это не девушка-ангел, не
женщина-ведьма и не женщина-героиня. Что раздражает Тургенева в
«истинной эмансипэ»? Наша
первая версия заключает предположение о личных, тайных мотивах создания
образа этой героини. На наш взгляд, за образом Авдотьи Кукшиной
скрывается реальный прототип, а именно Авдотья Яковлевна Панаева.
Личность её примечательна. Гражданская жена Н.А. Некрасова, участница
будней