Во-первых, часть функций в мировом разделении труда, ранее принятых на себя Англией, отошла к странам «молодого капитализма», т. е. США и Германии. При этих условиях падение мировых цен, происходившее в последней четверти XIX в., и протекционизм в международной торговле затрудняли положение «фабрики мира», чья промышленность сформировалась под влиянием внешнего спроса. Несмотря на высокое качество своих товаров, Англия постепенно теряла рынки сбыта, что негативно сказывалось на ее промышленности.
Во-вторых, сказывался физический и моральный износ промышленного оборудования. Здесь, как и в других отраслях, проявлялся свойственный англичанам консерватизм: английские фабриканты почти 100 лет безраздельно владели промышленной монополией и не нуждались в постоянном техническом обновлении производства. В лучшем случае исправлялись недостатки старых машин (улучшались отдельные узлы, детали и т. д.).
В-третьих, в традиционных отраслях английской промышленности сохранилось большое количество средних и даже мелких устаревших предприятий. В целом в промышленности Англии процесс монополизации очень затянулся.
В-четвертых, в конце XIX в. значительно сократились капиталовложения в собственное промышленное производство, при этом значительно возрос вывоз капитала из страны. Англия из «мастерской мира» превратилась в мирового банкира.
В-пятых, интенсивный процесс индустриализации стран Европы, США, России, Японии обусловил возникновение новых центров промышленного производства. Английская промышленность потеряла иностранные рынки по ряду товаров.
Утрата Англией в конце XIX в. ведущих позиций в мировой экономике вынудила ее начать структурную перестройку в промышленности, аналогичную проводимой в тот период США, Германией и некоторыми другими странами. Появились такие новые для Англии отрасли, как энергетическая, химическая. На новом технологическом уровне и быстрыми темпами развивалась сталелитейная промышленность. В результате выплавка стали за 1870–1913 гг. увеличилась в 3,8 раза. Произошли качественные изменения в развитии судостроения, железнодорожного строительства. Англия по-прежнему оставалась мировым извозчиком и мировым торговцем.