Мобильный контент и авторское правоДанная статья посвящена весьма актуальным вопросам правомерного использования произведений и защиты авторских прав в новой, еще не достаточно изученной сфере услуг сотовой связи, и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся проблемами развития права интеллектуальной собственности.Благодаря научно-техническому прогрессу с каждым годом появляются все новые и новые технологии, расширяющие сферу использования произведений и объектов смежных прав в основном посредством применения новых носителей, способов передачи и средств доступа к информации.Так, например, бурное развитие технологий в сфере подвижной радиотелефонной (мобильной) связи породило новые виды использования произведений абонентами сотовой связи в специальных форматах, адаптированных для воспроизведения и восприятия с помощью мобильных телефонов. Появились новые понятия: «рингтон», реалтон», «рингбэктон», «тема», и прочие, - обозначающие оригинальные и производные произведения, специально предназначенные для мобильных телефонов и распространяемые посредством технологий обмена сообщениями (SMS, MMS), а также доступа в Интернет с использованием беспроводной связи (WAP, I-mode).Внедрение ранее не известных форм и способов использования результатов творческого труда требует осмысления, охватываются ли они объемом правомочий автора, установленным текущим законодательством, с одной стороны, и допустимо ли их использование по ранее заключенным договорам, либо вовсе без договора, с дугой.До настоящего времени не утихают споры ограничены ли исключительные имущественные права указанием их конкретного перечня законом или автор вправе осуществлять использование произведений в любой форме и любым способом (i). Разногласия основаны на различном понимании положений п.1 и п.2 ст.16 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ii). Согласно правилу, закрепленному в первом пункте, автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В то же время в п.2 дается закрытый перечень действий, которые автор вправе осуществлять или разрешать третьим лицам.