В «Шинели» развернулся общественно-нравственный мотив других, более
ранних повестей Гоголя. Он заключается в мысли о богатствах
человеческого духа, не уничтоженных, а лишь глубоко спрятавшихся в самой
глубине существования людишек, искаженных дурным обществом. Гоголь
руководствовался мыслью о том, что эти ценности духа, забитые пошлостью,
могут, а следовательно, и должны воскреснуть и расцвести, пусть в
каких-то неопределенных обстоятельствах. Эта тема в «Шинели» выразилась
особенно остро.
Основным образом повести Н.В. Гоголя является фигура униженного,
обделенного радостями жизни Акакия Акакиевича Башмачкина. В раскрытии
характера этого героя важную функцию выполняет образ шинели. Шинель -
это не просто предмет. Это цель, ради которой Башмачкин готов на
самоограничение, на урезание средств, и без того очень ограниченных. И
получение от Петровича новой шинели – праздник для него,
«торжественнейший день».
Покупку шинели предваряет описание жизни Акакия Акакиевича.
Здесь показана трагедия «маленького человека» в условиях большого
города. В повести изображена его борьба за существование, лишения,
невозможность удовлетворить потребности жизни, в число которых входит
приобретение новой шинели. Рутинная работа Башмачкина в департаменте не
может обеспечить самого малого и необходимого. Поэтому шинель
олицетворяет для этого героя то, к чему он стремится. Но, кроме того,
она показывает, как немного надо этому человеку.
Смелость мысли обновляющегося Акакия Акакиевича не идет далее
куницы на воротник; но это не вызывает смех. Куница недоступна средствам
Акакия Акакиевича; мечтать о ней – это значит мечтать о чем-то
свойственном «значительным лицам», с которыми ранее Акакию Акакиевичу и в
голову не приходило равнять себя. Но обращает на себя внимание совсем
другое. Всего лишь мечты о несчастной шинелишке на коленкоровой
подкладке так разительно изменили Акакия Акакиевича. Что же было бы с
ним и со всеми забитыми, униженными и опустошенными, если бы им дали
существование, достойное человека, дали цель, размах, мечту?
Наконец шинель готова, и Акакий Акакиевич шагнул еще на шаг
вперед по пути воскресения в нем человека. Пусть «куницы не купил,
потому что была точно дорога, а вместо ее выбрали кошку лучшую, какая
только нашлась в лавке». Все же событие совершилось. И в Акакии
Акакиевиче мы видим опять новое: он «даже засмеялся», сравнивая старый
капот с новой шинелью, «пообедал он весело и после обеда уж ничего не
писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели». И
эмоции, и веселье, и сибаритство, и жизнь без писанья бумаг – всего
этого не было ранее у Акакия Акакиевича. В душе этого героя зашевелились
даже кое-какие игривые идеи: по дороге в гости он увидел в окне
магазина игривую картину, «покачнул головой и усмехнулся». А на обратном
пути, выпив в гостях шампанского, Акакий Акакиевич «даже подбежал было
вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою, которая, как молния, прошла
мимо и у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного
движения».
Конечно, Акакий Акакиевич остается при всем этом Акакием
Акакиевичем, и вспышки чего-то нового глохнут в нем. Но они есть, и
именно они приведут к развязке повести. Переломный момент мы видим
тогда, когда Акакий Акакиевич ограблен, унижен, уничтожен. Более того,
он – на краю гроба, в бреду. И вот тут-то оказывается, что в этом
героишке таились действительно неожиданные вещи. Он знает, кто его
убийца, и от его робкой покорности мало что осталось. Смерть освобождает
в Башмачкине человека.
Акакий Акакиевич, всю жизнь испытавший страх и умерший более
всего от страха, внушенного ему значительным лицом, теперь, после
смерти, сам стал внушать страх другим. Он пугает множество людей, в том
числе и носителей шинелей на бобрах, енотовых и медвежьих шуб, то есть
именно значительных лиц. Все возмущение этого героя против той жизни,
которой он жил, проявилось после его смерти. И ключевым здесь является
образ шинели, приобретение которой позволило увидеть в Башмачкине
человеческое начало. Шинель явилась поводом к тому, чтобы проявился весь
протест маленького человека против существующего порядка жизни. Можно
сказать, что в повести есть жизнь до покупки шинели и после нее. В
повести шинель имеет огромное значение. Она олицетворяет, с одной
стороны, предмет материально необходимый и, с другой, предмет,
позволяющий возродить к жизни убитого действительностью человека.