I. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Виды социальных фактов:Действия или поступки отдельных индивидов или социальных групп;Результаты материальной или духовной деятельности людей;Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.II. Далее происходит отбор и интерпретация (объяснение) социальных фактов, необходимых для процесса познания. Факторы, влияющие на процесс интерпретации:Мировоззрение исследователяЗадачи и цели исследователяИнтересы той социальной группы, к которой принадлежит исследователь.ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины.Однако, установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:Объект познания, т.е. общество сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, поэтому законы развития общества носят вероятностный (относительный) характер, т.к. даже аналогичные исторические события полностью не повторяются).Ограничена возможность применения основного метода научного исследования – эксперимента; поэтому наиболее распространенный метод социального познания – научная абстракция.Основные источники социального познания:Исторические источники (археология, документы и т.д.)Социальная действительность, то есть практика.Понять и правильно описать социальные процессы можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям:Установление причинно-следственных связейАнализ интересов и действий всех субъектов исторического процессаВыявление общего и особенного в развитии общества.ВЫВОДОсновной целью социального познания является открытие исторических закономерностей (не законов!) – это общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.Социальное познание и его особенности.1Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.1Тип урока – лекция с элементами беседы и работы с источниками документами.Цель: способствовать пониманию того, что познание общества, с одной стороны, характеризуется общими чертами любой познавательной деятельности, с другой стороны – обладает значительной спецификой.Главная задача: уяснить особенности социального познания.Оборудование: раздаточный печатный материал.План урока1.Актуализация знаний:Что такое познаниеЧто понимается под субъектами о объектами познания2.Изучение нового материала (конспект лекции)