Цели урока:– развивать умения изменять имена существительные по падежам; ставить имена существительные в разные падежные формы;– составить алгоритм определения падежа имени существительного, закреплять навыки по данной теме;– развивать мышление, речь учащихся; обогащать словарный запас;– воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.Оборудование:– карточки с названием падежей, пословицами;– таблицы: 1) алгоритм определения падежа имени существительного;2) название падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.Ход урока1. Оргмомент.– Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок, т. к. присутствуют гости. Я желаю вам, ребята, быть на уроке внимательными, собранными. Надеюсь, это поможет нам выполнить все задания правильно.2. Чистописание.(На доске запись)– Установите закономерность, назовите пропущенную букву.Ж– Выполните упражнение по образцу в тетради– На полях в тетради отметьте своё настроение.– Прочтите орфографически дату.– Запишите в тетрадь.– Подчеркните орфограммы.3. Словарная работа.(У доски работает ученик)пальто
алмаз
десерт
ежевика
жёлтый– Какое слово можно назвать “лишним”? Почему?(Жёлтый – прилагательное)– Что объединяет остальные слова?(Все они имена существительные)– Назовите постоянные признаки имен существительных.(Одушевлённость-неодушевлённость, род, склонение)– Назовите непостоянные признаки имён существительных.(Число, падеж)– Подчеркните первые буквы слов. Составьте слово из этих букв.– Какое слово прочитали?Падеж.– Это ключевое слово нашего урока.4. Формулирование темы и целей урока учащимися.5. Повторение изученного.а) – Сколько падежей в русском языке?– Назовите их.б) Игра “Назови падежный вопрос”Поднимаю карточки с названиями падежей, дети хором называют вопросы.в) – Запишите данное существительное в указанных падежах:– Изменение по падежам – это словоизменение или словообразование? Почему?г) – Составьте с данными именами существительными словосочетания по схеме:глагол + существительное– Легко ли определить падеж имени существительного?Как вы это делали?6. Физминутка.а) – А теперь все поднимитесь,
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку.
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, не шумите.б) “Стрельба глазами”: двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.7. Постановка проблемы.(На доске предложение: Мы любим учиться в школе. Слова “Мы любим учиться в” закрыты.)– Можно ли определить падеж у слова школе?– Почему?– Как надо действовать, чтобы определить падеж имени существительного?8. Решение проблемы.Открывается всё предложение: Мы любим учиться в школе.– Спишите предложение.– Найдите грамматическую основу предложения.– Что же надо сделать, чтобы определить падеж слова школе? (Выслушиваю предложения детей)На доске появляется алгоритм:Действуй так:– Найди слово-командир.– Задай вопрос.– По вопросу узнай и назови падеж.– Пользуясь алгоритмом, определите падеж слова школе:учиться в чём? в школе (П. п.)9. Определение падежей имен существительных. Работа по алгоритму.Пословицы:а) Что написано пером, не вырубишь топором.На чужой сторонушке рад родной воронушке.– Как понимаете смысл пословицы?– Найдите в пословице имена существительные, определите их падеж.б) – Что мы ещё используем, чтобы определять падеж имен существительных?(вспомогательные слова)в) Упр. 124, стр. 76– Прочитайте текст.– Кто автор?– Знакомо ли вам это имя?– О каком своём увлечении рассказывает К. Паустовский?Коллективно разбираем задание.Выписать словосочетания с именем существительным “палатка”, определить падеж этого существительного.Самостоятельная работа.Взаимопроверка. (На доске запись-образец)Разбиваю палатку (В. п.)Под пол палатки.(Р. п.)Натягивать палатку (В. п.)По бокам палатки (Р. п.)Читаю в палатке (П. п.)10. Итог урока.– Чему учились на уроке?– Как надо действовать, чтобы определить падеж имен существительных?– Я надеюсь, что дома вы справитесь с упр. 63 на стр. 33 в “Дидактическом материале”.11. Рефлексия.– Оцените свою работу на уроке:Довольны.Не совсем довольны.Не довольны.– Я благодарю всех, кто сегодня на уроке мне помогал