У кнізе прасочваецца развіццё беларускага народнага ткацтва з сярэдзіны XIX ст. да нашых дзён. Упершыню ў этнаграфічнай навуцы характарызуюцца асноўныя працэсы беларускага ткацтва, яго разнастайнасць і багацце, сацыяльная значнасць і месца ў мастацкай спадчыне беларускага народа. Выяўляюцца агульныя рысы ў ткацтве ўсходнеславянскіх і іншых суседніх народаў.
У аснову гэтай працы пакладзены экспедыцыйныя матэрыялы, сабраныя аўтарам у 70-х гадах. Збор матэрыялаў праводзіўся па спецыяльна распрацаванай праграме, якая ўключае пытанні па апрацоўцы сыравіны, прадзення, прыладам ткацтва, тэхніцы вырабу тканін, іх арнаментацыі і г. д. Акрамя таго, у экспедыцыях збіраўся ілюстрацыйны матэрыял: рабіліся шматлікія замалёўкі і фотаздымкі розных прылад, тканін і інш .
Выдавецтва:"Наука и техника", Минск
Год выдання:1981
Старонак:119
Мова:Руская
Фармат:PDF
Спампаваць
Спампаваць кнігу Белорусское народное ткачество у фармаце PDF (12.5Mb)
Курилович А.Н. Белорусское народное ткачество.- Мн.: Наука и техника, 1981.- 119 е., ил.
Змест
Введение
Сырье и традиционные способы его обработки
Обработка льна
Обработка конопли
Обработка шерсти
Изготовление тканей
Прядение
Способы крашения
Орудия ткачества
Снование
Заправка ткацкого стана
Техника изготовления тканей
Ткани и их использование в быту
Ткани для одежды
Ткани декоративные и ткани утилитарного назначения
Использование народных традиций в изготовлении современных тканей
Заключение
Библиография
Уводзіны
Ткачество отражает хозяйственно-трудовую деятельность народа, его социальное положение, принадлежность к определенной этнической группе и в известной мере является показателей уровня культуры народа на определенной историческом этапе его развития.
Для этнографов белорусское народное ткачество представляет большой интерес, так как оно тесно связано с историей народа и может служить ценным материалом при исследовании этнических процессов прошлого, этнокультурных взаимосвязей белорусов с другими народами.
Изучение белорусского ткачества приобретает особую актуальность на современном этапе, поскольку оно является богатым источником для использования и развития лучших традиции в промышленном производстве тканей, а также в художественных промыслах.
В белорусской этнографии достаточно полно исследованы такие разделы материальной культуры, как жилище, одежда, сельскохозяйственная техника, рыболовный и другие промыслы. Народное ткачество до настоящего времени не являлось предметом специального исследования. Отдельные сведения о нем разбросаны в различного рода публикациях, где ткачество рассматривается попутно с другими элементами материальной культуры.
Сведения о раннем периоде бытования ткачества (эпоха зарубинецкой культуры, а также XI-XIII вв.) содержатся в работах археологов[1].
Материалы по ткачеству белорусов XVI-XVII вв. встречаются в документах этого периода. В опубликованных материалах Виленской археографической комиссии имеются сообщения о тканях и тканых изделиях домашнего производства. Так, в жалобе Аполонии Коптяевой на Каспара Валентиновича Дембинского о разграблении имущества упоминаются "колдра, паневы на перины и подушки", говорится, что "в трех скрынях липовых находились абрусы простой работы, ручники, сарвэты, ткацкое полотно и кужельное домовой работы, и простого локоть пять"[2].
О распространении и уровне развития ткачества в Белоруссии в XVII- XVIII вв. имеются сведения в архивных источниках[3]. В рукописной работе А. К. Сержпутовского "Белорусы-полешуки" находим описания некоторых приемов обработки льна и ткачества, относящиеся к началу XX в.[4]
Систематическое собирание и публикация материалов по быту белорусов начинаются с организации Русского географического общества и распространения программ общества [5]. Однако народное ткачество в этих программах не нашло должного освещения.
Оживление культурной жизни в Белоруссии в связи с отменой крепостного права и развитием капиталистических отношений пробудило интерес к изучению быта и культуры народа. Появляется ряд работ по материальной культуре белорусов. Наиболее значительный материал по ткачеству Витебщины содержится в работе Н. Я. Никифоровского[6]. Ценность данного исследования состоит в том, что к анализу материальной культуры населения Витебщины автор подходит дифференцированно, с учетом изменений, происходивших в Белоруссии во второй половине XIX в., подчеркивая, что богатые чаще используют покупные ткани, а бедняки - домотканину. Автор описывает также процесс подготовки пряжи к тканью, называет орудия прядения и ткачества, но не дает их типологии. При описании тканей указывает их бытовое назначение, но не анализирует технику изготовления.