Существовали частные и государственные заведения. На структуре образования сказывались политические различия между полисами. В признаном центре просвещения - Афины - с их демократическим республиканским строем оформилась следующая система обучения. Первые школьные законы были составлены поэтом и государственным деятелем СОлоном. В них было предусмотрено, что школьный учитель должен время от времени сдавать экзамены, чтобы подтвердить свое право учить других. Занятия в школах проводились только в дневное время. Если отец не отдавал сына в школу, то сын мог не поддерживать отца в старости. Школьный учитель обязательно показывал детям основные гимнастические упражнения, которым будут обучать в гимназии.Среди афинских учителей проводились соревнования в декламации и различных видах атлетики. Завершалось общее образование в гимназии, где юноши 16-18 лет совершенствовались в науках, в число которых входили риторика, этика, логика, география, а также в гимнастике. Гимнасиями ведало государство, для них строились монументальный здания. В Спарте же контроль государства над развитием личности был достаточно жестким. По преданию, новорожденных осматривали члены герусии и отбирали здоровых детей. Слабых и болезненных сбрасывали в пропасть Тайгетского хребта.