Описание хозяйки медной горы

0 голосов
20 просмотров

Описание хозяйки медной горы


Литература (12 баллов) | 20 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Хозяйка медной горы (Малахитница, Азовка-девка[1]) — в легендах уральских горняков горный демон[2], владелица земных богатств, хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства[3]. Предстаёт в образе прекрасной женщины с косой и лентами из тонкой позвякивающей меди, в платье из «шелкового малахита»[4], а порой — в виде ящерицы в короне[5]. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности»[6]. Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь[7]. Считалась покровительницей рудокопов[8]. Фольклорный образ Хозяйки переработан П. П. Бажовым в сборнике сказов «Малахитова шкатулка»

В литературе

Образ стал популярным после издания П. П. Бажовым сборника сказов «Малахитовая шкатулка». В сказе «Каменный цветок» с Хозяйкой медной горы встречается мастер Данила, которому та помогает раскрыть свой талант.

«Медной горы хозяйка» — один из самых известных сказов русского писателя Павла Бажова (1879—1950). Сказ был впервые опубликован в 1936 году. Медная гора — это название медного рудника Гумешки на Урале. Образ Хозяйки Медной горы или Малахитницы в горно-рабочем фольклоре имеет различные варианты: Горная матка, Каменная девка, Золотая баба, девка Азовка, Горный дух, Горный старец, Горный хозяин. Все эти фольклорные персонажи являются хранителями богатств горных недр.[источник не указан 96 дней]

Анализируя образ Хозяйки с точки зрения психоанализа, М. Н. Липовецкий приходит к выводу о сочетании в нем Эроса и Танатоса (с преобладанием последнего). Он также обращает внимание на эпизоды, связанные с сопротивлением властям и символической кастрацией. «Хозяйка Медной Горы становится зловещим двойником и антагонистом патриархальной Родины-Матери»

(70 баллов)