Казаки в 17 веке жили вольно, самоуправляющимися общинами. Казачий полк делился на сотни, сотни — на курени. Атамана избирала рада или общее собрание. На Дону господствовало право обычая, кто нарушал обычай-закон, тому выносился один приговор - «в куль и в воду». В военное время приговор выносил атаман, а в мирное время — казачий «круг». Такой закон быстро превращал преступников в законопослушных казаков. У казаков был принцип убежищ: любой, кто добрался на Дон, мог свободно жить в казачьей республике и назывался «голутвенным» казаком. Но, в отличие от «старых» казаков, не имел имущества и оружия. Дома строили в виде мазанок из подручных средств, обмазаных глиной. Казаки одевали одежду, которую захватывали в военных походах. Повседневная одежла казаков: зипуны, бурки, плащи, рубахи, штаны, кожаные сапоги, ремни. Праздничная одежда: лазоревые атласные кафтаны с серебренными нашивками, жемчужными ожерельями, бархатные полукафтаны без рукавов и темно-гвоздичные зипуны, камчатые кафтаны с золотыми турецкими пуговицами и серебряными с позолотой застежками, сафьяновые сапожки, куньи шапки. С XVII веке казаки стали заниматься хозяйством. Чтобы жениться или развестись казаку достаточно было объявить народу о своем желании, на казачьем Круге. Жен казаки обычно захватывали в походах и женились на пленницах из Турции, Персии, с Кавказа. Поэтому и внешний облик казаков изменился, стали преобладать сухопарые, кареглазые брюнеты. Также изменилась и их речь, появилось много тюркских, монгольских слов. Мальчиков воспитывали, только с одной целью: сделать воина, который способен защитить родную землю.