Y обучающие: анализируя текст рассказа Л. Н. Тол-
стого «Кавказский пленник», научить школьников
характеризовать героев литературного произведе-
ния по их поступкам, отношению к окружающим, по
авторской оценке;
y развивающие: развивать умение обучающихся ори-
ентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять, ар-
гументированно отстаивать свою точку зрения;
y воспитательные: формировать нравственную по-
зицию обучающихся; закладывать основы нравствен-
ного поведения; развивать эмпатию как способность
сочувствовать, сопереживать; прививать эстетиче-
ские ценности; воспитывать толерантное отношение
к представителям разных культур и народов; про-
буждать интерес семиклассников к духовному миру
героев литературы, литературных произведений
о духовной красоте и внутреннем богатстве лично-
сти, к творчеству Л. Н. Толстого — классика русской
и всемирной литературы.
Оборудование: на одной из досок мелом нарисова-
ны герои рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
Жилин и Дина на фоне гор, на второй — написаны тема
урока, эпиграф, начерчены два пересекающихся круга
(заготовка диаграммы Венна); тексты рассказа Л. Н. Тол-
стого «Кавказский пленник», рабочие тетради, цветная
бумага, клей, ножницы, листы бумаги формата А4.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Насколько человек побеждает страх,
настолько он человек.
Т. Карлейль
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ІІ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Вступительное слово учителя
— В мировой культуре есть книги, без которых
невозможно представить художественное развитие
человечества. Всё новые и новые поколения нахо-
дят в них отклик своим мыслям и чувствам, наде-
ждам и тревогам. К таким вечным нашим спутни-
кам принадлежат великие творения классика рус-
ской и всемирной литературы Льва Толстого.
Максим Горький однажды сказал о Толстом:
«Нет человека более достойного имени гения, бо-
лее сложного, противоречивого и во всём прекрас-
ного…» Согласиться или оспаривать эту мысль
можно, только знакомясь с творчеством писателя.
Сегодня мы будем говорить о замечательном про-
изведении, в котором автор поднимает важные
нравственные проблемы,— рассказе «Кавказский
пленник», написанном в марте 1872 года.
ІII. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Психологический эксперимент
Методический комментарий. Прежде чем начать
обсуждение эпиграфа, учитель просит нескольких
школьников выйти к доске. Обычно выходят не-
многие, ведь непонятно, зачем. Беседуя с ними,
учитель акцентирует внимание на том, что реше-
ние они приняли самостоятельно, оказавшись пе-
ред выбором: выходить к доске или остаться за пар-
той. Таким образом подводим обучающихся к мы-
сли о том, что в жизни человека часто возникает
проблема выбора. Какое решение он принимает
в сложной ситуации, зависит исключительно от его
духовных качеств и от того, насколько он может по-
бороть страх. Далее зачитываем эпиграф, слова То-
маса Карлейля, британского писателя, публициста,
историка и философа, и предлагаем обучающимся
разобраться в справедливости этого высказывания,
работая с текстом рассказа Л. Н. Толстого «Кавказ-
ский пленник».
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Ролевая игра «Интервью с писателем»
Методический комментарий. Игра позволит вос-
становить в памяти учащихся эпизоды биографии
известного русского писателя, связанные с исто-
рией написания рассказа «Кавказский пленник».
Один учащийся играет роль Л. Н. Толстого, дру-
гие — задают ему вопросы.
Возможные вопросы и предполагаемые ответы
У ч а щ и й с я. Какие исторические события лег-
ли в основу произведения?
Толстой. В середине ХIХ в. на Кавказе шла
кровопролитная война, которая продолжалась бо-
лее 20 лет. Царь Николай I отправил свои войска
завоёвывать кавказские земли. Однако жившие там
горские народы оказывали серьёзное сопротивле-
ние. На крутых горных дорогах, в ущельях и лесах,
на переправах горцы нападали на русских солдат
и офицеров и брали их в плен. Эти события и лег-
ли в основу многих моих кавказских произведений,
в частности рассказа «Кавказский пленник».
У ч а щ и й с я. Вы принимали участие в боевых
действиях на Кавказе?