В 70-е годы XIX
века один критский купец обнаружил на своем участке подозрительно
большие горшки и руины древних построек. Купцу перелопатили весь двор и
не напрасно. В результате раскопок был найден знаменитый Кносский
дворец, точнее, последняя его версия. Наиболее выдающийся памятник
критской архитектуры — Кносский дворец. В греческих мифах он назывался
лабиринтом (это слово происходит от термина лабрис — “двойная секира”, —
излюбленного изображения в критском искусстве) . Согласно этим
легендам, в глубине дворца обитал получеловек-полубык — Минотавр, на
съедение которому город Афины ежегодно посылал 7 юношей и столько же
девушек. Минотавр был убит, говорится в сказании, афинским героем
Тесеем, сыном царя Эгея. По-видимому, миф о Тессе отразил зависимость
Аттики от Кносса в начале позднеминойского периода. Кносский дворец,
общей площадью около 16 тыс. кв. м, представляющий сложное нагромождение
сотен различных помещений, казался грекам-ахейцам зданием, из которого
невозможно было найти выход. Слово “лабиринт” с тех пор стало синонимом
помещения со сложной системой расположения комнат и коридоров.
Археологическими раскопками установлено, что дворец был построен в
начале среднеминойского периода и затем многократно расширялся. Во время
расцвета минойской культуры дворец имел два или три этажа, не считая
подвальных помещений, в которых находились погреба, мастерские, склады
продовольствия, оружия, а также темницы. Кносский дворец. Общий план
нижнего яруса в позднеминойский период. Парадные помещения дворца
состояли из большого и малого “тронных” залов и комнат культового
назначения. В предполагаемой женской части дворца были приемная комната,
ванные, сокровищница и различные другие помещения. По дворце была
проведена широкая канализационная сеть из глиняных труб большого и
малого диаметров, обслуживавшая бассейны, ванные и уборные. Во дворце
было найдено свыше 2 тыс. глиняных табличек с различными записями.
Богатое убранство некоторых комнат, громадное количество изделий из
драгоценных металлов, высокохудожественные стопные росписи-фрески,
вместительные склады — всё это свидетельствует о том, что дворец был
местопребыванием царей — правителей Кносса и всего Крита. Необычными
показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны,
получившие в искусствоведении название "иррациональных". Книзу они не
расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол
колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого
валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты
своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен
растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся
вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с
образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе,
выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения
язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых
соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув
именно эту ее функцию .