С образованием Древнерусского государства в IX в. , государственный строй которого можно определить как раннефеодальную монархию, постепенно складывается централизованный аппарат управления. Несложные, в то время, функции государства осуществлял сам князь и его дружина. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представители дружинной знати. В дружинной организации с X по XII вв. происходит разделение на верхушку дружинного слоя, который представлял собой старейшую дружину, а ее члены именовались боярами, и младшую дружину, представители которой назывались отроками, или гридями. Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве, где ее представители получали повышенную правовую защиту.
При великом киевском князе и князьях волостей действовал совет ("дума"), представлявший собой совещание князя с верхушкой дружины. Князья назначают из числа дружинников посадников для управления в городах, воевод, занимающихся организацией военных отрядов, и тысяцких - высших должностных лиц в так называемой десятичной системе деления общества, зародившейся в недрах дружинной организации (существовали также сотские и десятские) . Отдельные функции или руководство отраслями дворцового хозяйства князя осуществляли тиуны и старосты (с XII в. тиунов включают в систему государственного управления) . С XI в. появляются особые чиновники князя по сбору дани - данники, а также мытники, взимающие торговую пошлину, вирники, собиравшие денежные штрафы за убийство (виру) , и другие должностные лица. В Древнерусском государстве продолжали действовать народные собрания - веча, которые из племенных сходок превратились в собрания свободных горожан. Решающая роль на вече принадлежала боярам и старцам градским. С укреплением княжеской власти и аппарата управления значение вече резко снижается.
Правовой основой развития Древнерусского государства являлась "Правда Русская", представлявшая собой свод законов, сложившихся с начала XI в. Она состоит из двух основных частей: "Древнейшей Правды" и "Правды Ярославичей". "Древнейшая Правда" фиксировала правовые нормы, сложившиеся в восточнославянской общности в IX-X вв. В дальнейшем этот кодекс законов вбирал в себя новые нормы, появлявшиеся в Русских землях по мере развития общества и государства на протяжении XII-XV вв.
Объединение Русских земель вокруг Москвы представляло собой новый этап в развитии российской государственности в целом. Территория окрепшего при "великом государе" Иване III Московского государства, значительно выросшая, требовала централизованной системы управления. Постепенно усложняются и его функции, что предопределило отделение дворцового хозяйства в качестве самостоятельной отрасли, отвечающей за великокняжеский удел. Уже с середины XV в. особое место в государственном управлении Московского княжества занимает казначей, при котором сложилось первое государственное учреждение - Казна (впоследствии - Казенный двор) . С 1467 г. появляются должности казенного дьяка и подъячих, ведающих делопроизводством этого учреждения, которое занималось не только финансами, но и посольскими, поместными, холопьями и ямскими делами.