Трагедия Башмачкина заключается в том, что он лишен прав на человеческую
жизнь, в том, что общество уничтожает в нем человеческое «я» , черты
полноценной личности.
Подавленность, приниженность героя писатель заставляет остро почувствовать
и тогда, когда вовсе не идет речь о прямых отношениях Башмачкина с социальным окружением. В тот момент, когда герой полностью погружается и мир канцелярских эмоций, в переписывание бумаг, когда дома, забыв обо всем, он снимает копии с документов, замечательных «не по красоте слога, по адресу к какому-нибудь новому
или важному лицу» , в это время мы ясно ощущаем не только убогость интересов героя, по и силу его приниженности.
Стирание индивидуальных качеств человеческой личности, превращения
Акакия Акакиевича в серое, жалкое, безликое существо представляет собой
острое выражение этой подавленности.
Духовное вырождение Башмачкина Гоголь изображает отнюдь не как исключение,
оно не является фактом лишь его индивидуальной биографии. Именно потому, что источник страшного измельчания личности заключен в социальной униженности «маленького» человека, образ Акакия Акакиевича вырастает в художественное обобщение огромного диапазона. Судьба Башмачкина является уделом многих
других, таких же, как он, «маленьких» людей