(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (З)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидал молодо¬го воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5)Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспо-мощно растопырив едва прораставшие крылышки. (6)Моя собака мед¬ленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой и, весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул ра¬за два в направлении зубастой, раскрытой пасти. (7)Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище..., но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! (8)Ка-ким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (9)И всё-таки он не смог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (10)Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (11 )Мой Трезор остановился, по¬пятился: видно, и он признал эту силу. (12)Я поспешил отозвать смущён¬ного пса и удалился, благоговея. (13)Да, не смейтесь. (14)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. (15)Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (16)Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И. Тургенев)
В4 Среда предложений 7 — 16 найдите предложения с составным имен¬ным сказуемым. Напишите номера этих предложений.
В5 Среда предложений 7 — 16 найдите сложное предложение, которое содержит вводное слово. Напишите номер этого предложения.
В6 Найдите в тексте сложные предложения и напишите их номера.
В7 Среди предложений 7 — 16 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи местоимения и местоименного наречия. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания, В1 — В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности тек¬ста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропу¬щены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
В8. «В коротком рассказе о незначительном житейском эпизоде И.С. Тургенев затронул одну из вечных тем — тему любви. Автор, яв¬ляясь участником сцены встречи собаки и воробья, взволнованно и яр¬ко повествует об увиденном, добавляя к рассказу и свои впечатления и размышления. Живость и эмоциональность повествования достигается
путем использования (в предложении 16), («крылышки», «зубастая»), которая соседствует в тексте с _____ («благоговея», «детище», «трепетало»), (предложения 7,8)».
Список терминов:
1) эпитеты
2) эмоционально-оценочная лексика
3) ряды однородных членов 4)инверсия
5) восклицательные предложения
6) книжная лексика
7) синтаксический параллелизм
8) антонимы
9) оксюморон