совокупность мер, предпринятых католической церковью в 16—17 вв. в ответ на протестантскуюРеформацию, которые укрепили позиции католицизма и оказали серьезное воздействие на политическое икультурное развитие континентальной Европы. Центральным событием контрреформации стал Тридентскийсобор, заседавший с перерывами с 1545 по 1563. Собор осуществил реформы, к проведению которых вРимско-католической церкви призывали многие еще до выступлений М. Лютера. Контрреформация включаетдва аспекта: обновление католической церкви, укрепление ее позиций, поколебленных успехамипротестантизма, и осуществленные на этой основе меры против протестантизма — контрреформацию вузком смысле слова. Благодаря принятым на Соборе решениям католическая церковь стала болеесплоченной, приобрела более современный облик, так что вплоть до 1869 ее Вселенские соборы несозывались. Все же в отличие от протестантизма католицизм больше охранял традицию, чем обновлял ее. Декретом о традиции Тридентский собор подтвердил, что Священное Писание и Традиция (творенияотцов церкви и церковные решения по вопросам вероучения) одинаково являются источниками веры и чтотолько церковь имеет право трактовать Писание. Декретом о таинствах церковных Собор узаконил принятыецерковью семь таинств и осудил лютеран, кальвинистов и цвинглианцев за их трактовку таинства евхаристии.Папа был провозглашен высшим и безусловным авторитетом в делах веры. Введена строгая церковнаяцензура, учрежден “Индекс запрещенных книг” (1559). Вместе с тем началась работа по реорганизациикурии, отменена торговля индульгенциями, осуждены отступления от церковной дисциплины средидуховенства и монахов. Были учреждены несколько новых монашеских орденов; орден иезуитов (ОбществоИисуса) получил более широкие права в деле католического воспитания и развернул активнуюпроповедническую деятельность. Создавались многочисленные школы и коллегии (Германикум, Григорианаи др.). Перестроившись, католицизм начал борьбу за восстановление утраченных позиций в Баварии,Венгрии, Австрии, Польше. Попытки ре-католизации с помощью политических средств с опорой накатолических монархов привели к религиозным войнам 16—17 вв. Однако они уже не смогли изменитьсоотношения сил: заключенный в 1648 Вестфальский мир вернул исходную ситуацию, как она былаопределена Аугсбургским соглашением (1555). Он означал окончание периода контрреформации. Большетого, в результате религиозных войн усилился процесс секуляризации: просвещенный абсолютизм вполитической сфере и просвещение. Контрреформация способствовала развитию теологии, росту образованности духовенства, усилениюмиссионерской деятельности. Но протестантизм не был повержен, более того, конфессиональноеразмежевание в европейском обществе лишь укрепилось. Католические реформы носили половинчатый ипротиворечивый характер; в них доминировал дух противодействия обновлению жизни европейскогообщества, они вступали в конфликт с антиавторитарной светской мыслью 17—18 вв. В культурной жизниэтого времени перевес оказался на стороне протестантизма. И если верно, что без Лютера не было быКанта, то без протестантской теологии не было бы ни Шлейермахера, ни Гегеля. В то же времяреставрационно-консервативные течения (Ж. де Местр, Л. де Боналъа) 1-й пол. 19 в. в поисках религиозныхистоков обращались именно к католицизму. Контрреформация стала предпосылкой католическоговозрождения 19 в.