К.Паустовский — повесть «Мещерская сторона». Природа для К. Паустовского — это не только прекрасные картины полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведениях. Это и выражение любви к родной земле, к русской природе. Чувство природы для Паустовского — неотъемлемый элемент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересованному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.
Природа всегда находится в центре внимания этого писателя. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустовского природа средней полосы России с ее тихой, гармоничной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказывает нам повесть «Мещерская сторона». «В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен — так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы».
Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соединены общим сюжетом, но при этом объединены общим героем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям нетронутой, почти дикой природы. В «Мещерской стороне» писатель открывает новый взгляд на мир — это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, преодолеть все противоречия между человеком и природой.
В повести писатель создает прекрасные картины скромной русской природы. Какими же средствами это достигается? Писатель использует необыкновенно красочную цветовую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим «лиловые колокольчики на полянах», озеро блестит, как «черное, косо поставленное зеркало», закат золотит деревья «старинной позолотой», «Голубым хрусталем загорается на заре Венера».
Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обращает наше внимание на различные звуки, которыми насыщены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещёрский край у Паустовского шумит, звенит, поёт на разные голоса. «На западе ещё тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра», «Туман шуршит в саду», «Стаи птиц со свистом и лёгким шумом разлетаются в стороны», «Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжёлые утки». Очень привлекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблудившейся коровы слышен путнику за километр.
Кроме того, Мещёрский край — край особых лесных запахов. От рук героев пахнет «дымом и брусникой», в бане пахнет «яблоками, чисто вымытыми полами», в саду «пахнет дождём — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек». Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него «уже не доносится запах дыма сельских печей». Впереди у него — «пустынный сентябрьский день»: «Впереди — затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низкого неба».
Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле. Это пастухи, паромщики, сторожа, лесники — самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запоминающуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу «Борода на жердях». Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рассказывает герою истории о прошлом Мещерского края.