В художественных произведениях деталь играет очень важную роль. Зачастую именно она помогает понять характер персонажа.
Образ скряги-помещика Плюшкина настолько колоритен именно благодаря деталям. Он отличается от пародирующего изящество Манилова, бережливой Коробочки или неуклюжего Собакевича.
Введение деталей начинается с описания деревни, где жерди по сторонам домов напоминают ребра скелета. Из-за подобного описания читатель ясно видит, что это место жизнь почти покинула. Подкрепляется такое ощущение видом комнаты помещика, о которой Гоголь говорит: "Никак было нельзя сказать, что в комнате сей обитало живое существо..."
В главе есть сравнение, которое показывает трагичность судьбы Плюшкина. Во время рассказа о былых временах, когда в доме все жило, Гоголь сравнивает его с трудолюбивым пауком. И паук же оплел своими сетями часы с остановившимся маятником в комнате помещика. Он запутался в своей паутине - жизнь вокруг остановилась. Все будто бы умерло.
Скупой и странный помещик открывается нам совсем с другой стороны только из-за деталей, которые предоставляет нам Гоголь. Ведь не будь их, Плюшкин бы так и остался просто сумасшедшим скрягой, каким может показаться на первый взгляд.