Россия уже два десятилетия сдает свои позиции. Сколько же можно падать? Где сегодня находится Россия по сравнению с передовыми странами мира? По каким направлениям отстает наша страна и насколько глубоко это отставание? Какие системные изъяны должны быть ликвидированы, чтобы изменить ситуацию к лучшему?
Время, пожалуй, единственный невосполнимый ресурс и одновременно сопутствующий критерий ретроспективной оценки направления и качества в развитии государства. Эффективность использования времени относительна. В современном мире для успешного развития недостаточно просто эффективно использовать время, его нужно использовать эффективнее, чем это делают все остальные страны либо их подавляющее большинство. В этом контексте модернизация является тем самым инструментом, который переключает политическую, государственную, общественную системы на более эффективный, более конкурентоспособный режим функционирования.
Эффективному использованию времени мешает множество факторов, которые в целом универсальны практически для всех стран. Очевиден и тот факт, что многие страны со временем становятся более цивилизованными, чем они были раньше. Однако скорость их изменения не одинакова и на коротких промежутках времени может быть малозаметной. В то же время мировая практика имеет пример форсажа отдельных стран в своем развитии, когда за несколько десятилетий государство из очевидного для всех аутсайдера переходит в авангард мировой экономики. Одной из таких стран является Китай, который в Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года именуется лидером в области развития науки, национальной инновационной системы и технологий. В данном контексте Россия относится к числу государств, в которых политико-бюрократический консерватизм доминирует над экономическим здравым смыслом, в результате чего потребность отечественных предпринимателей в инновациях становится противоестественной.
Сохраняющуюся и по некоторым направлениям усиливающуюся системную отсталость России можно рассматривать в трех плоскостях: экономико-технологическом, управленческом, социальном.