«Тихий Дон» Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора, души труженика-казака. Именно здесь собраны все мотивы романа, здесь действие начинается и здесь оно заканчивается.
В центре повествования – история семьи Мелеховых. Большая часть глав первой книги произведения описывает уклад их жизни. Исключением не является и третья глава второй части романа. Она представляет для читателя особый интерес, так как в ней заключены причины многих последующих событий. Кроме того, уже один этот отрывок в романе позволяет читателю составить достаточно полное представление о членах семьи Мелеховых.
Анализируемая глава изображает жизнь Мелеховых с того момента, как в семью вошла Наталья Коршунова, ставшая женой Григория. Уже первая фраза «Наталья пришлась к Мелеховым ко двору») свидетельствует о том, что ее приняли с любовью, теплотой. Даже Пантелей Прокофьевич, глава семейства, вспыльчивый, тяжеловатый по характеру старик, «строгий на дому», души не чает в Наталье. Он не повышает на нее голос, а наоборот, наказывает жене, чтобы та сильно не нагружала ее работой. На это Ильинична, вспоминая свою «горбатую в работе жизнь» и соглашаясь с мужем, говорила: «Нехай хучь первый годок покохается».
Шолохов выделяет главные качества Натальи: желание и умение работать. Именно в трудолюбии, которое воспевает писатель, заключается привлекательная черта многих образов романа в целом и Натальи, в частности.
В противоположность ей дается изображение Дарьи, жены Петра Мелехова. Она постоянно стремится увильнуть от тяжелой работы. Не зря Пантелей Прокофьевич наказывает жене: «…Дарью, Дарью стегай. С ленцом баба, спорченная…» Скрыто недолюбливает старшую сноху и Ильинична. Однако Дарья умеет уходить из-под зоркого присмотра свекра и свекрови. Она постоянно занята собой, ищет радостей и удовольствий. Одним словом, это веселая и распутная девка.
Противопоставлением в начале главы Натальи и Дарьи, двух разных по характеру и поведению женщин, Шолохов еще раз подчеркивает, что источником нравственной силы и чистоты является труд.
Однако Наталья, несмотря на всю к ней любовь Пантелея Прокофьевича и Ильиничны, несчастлива в семье. Она не может добиться любви главного для нее человека – Григория, который никак не может забыть Аксинью.
Из третьей главы мы узнаем о душевном состоянии Григория, не способного забыть «Аксютку» даже после женитьбы на Наталье. Лаская жену «по обязанности», он сравнивает ее смущенную покорность с любовной исступленностью Аксиньи. При встречах со своей любовью Григорий пытается быстро уйти от ласкового Аксиньиного взгляда. Нелегко Григорию видеть свою любимую рядом с ее мужем Степаном, думать, что с ним она счастлива. Тяжело, однако, и самой Аксинье, которая, «лаская мужа, слезами заливает негаснущую к нему ненависть».