с помощью каких художественных средств удается щедрину показать глуповцев ? почему народ,...

0 голосов
373 просмотров

с помощью каких художественных средств удается щедрину показать глуповцев ? почему народ, о котором рассказывается в романе , называют головотяпами? как называется соседние народы ? перечислите их . как можно объяснить их названия


Другие предметы (23 баллов) | 373 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает глуповцев с помощью гиперболы и гротеска. Используя словарь В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа», в разделе «Русь — Родина» можно найти перечисленные названия соседних головотяпам народов.
У В.И. Даля пословицы, присловья, поговорки, часто являющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами, отражающими самые плохие качества жителей разных городов и деревень; они объединены в разделе «Русь — Родина». Встаёт вопрос о самооценке русского народа, который необыкновенно актуален и сейчас (вспомним монологи
М. Задорнова, в которых он говорил, что русские с удовольствием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).
Подчеркнём, что М.Е. Салтыков-Щедрин употребляет собранные присловья, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что Можно сказать о Руси, России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное.
Лукоеды — арзамасцы.
Гущееды—Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев-гущеедов).
Клюковники — владимирцы.
Куралесы — брянцы.
Вертячие бобы — муромцы.
Лягушечники — дмитровцы.
Лапотники — крещане (жители Крестцов).
Чернонёбые — коломенцы.
Долбёжники — новгородцы. Упрям, как новгородец.
Проломленные головы — орловцы.
Слепороды — пошехонцы. В трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали.
Слепороды — вятичи.
Вислоухие— ростовцы.
Лапшееды; родимое озеро соломой зажигали.
Кособрюхие — рязанцы.
Синебрюхие; мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие - от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу проконопатить острог рязанцы всё откладывали дело— до масленицы, тут их приструнили, они и проконопатили его блинами.)
Кособрюхие — вагане (река Вага). У нас на Ваге и уха с блинами.
Ряпушники — тверитяне.
Заугольники — холмогорцы. Смотрели на Петра из-за углов.
Рукосуи — чухломцы. Чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а у других ищет.
Сычужники — кимряки. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.
Головотяпы — егорьевцы.
Называя главный народ головотяпами, автор придавал ему иносказательный смысл, в одном названии описывая качества самого «успешного» народа и наполняя его значением «разгильдяи», «растяпы», считающие себя умниками и придумщиками. Гротескно подспудное противопоставление авторитета, полученного благодаря глубокой умственной работе, и авторитета, полученного благодаря самым крепким головам, которыми представители данного народа могли дольше всех «тяпаться».
Действия, какие совершали народы после объединения под властью головотяпов, тоже представляют собой описание фольклорных дразнилок.

(197 баллов)