На 1998 - 1999 годы в Республике Беларусь предполагается проведение следующих работ по развитию конкуренции на конкретных товарных рынках:
разработка и реализация местных программ развития конкуренции на товарных рынках продуктов, входящих в "минимальную потребительскую корзину", оставшихся монополизированными или имеющих высокие барьеры входа на рынок;
разработка и реализация программ развития конкуренции на местных товарных рынках, на которых доля отдельных хозяйствующих субъектов достигает 30% и более;
осуществление контроля структуры товарных рынков, на которых проводились мероприятия по деконцентрации в целях обеспечения необратимого перехода к конкурентному состоянию.
К 1998 г. в экономике республики и ее правовом пространстве объективно сложились условия для реального развития конкуренции и отраслевой перестройки экономики на основе соревнования производителей за рынки сбыта. Конкуренция на рынках товаров и услуг в 1998 - 1999 г.г. имеет возможности развития на следующих уровнях:
внешний рынок - международный рынок, в том числе, в рамках СНГ, в рамках Союза Беларуси и России;
внутренний рынок - республика, область, район.
Возможности конкурентного участия субъектов хозяйствования Беларуси могут быть расширены по следующим направлениям:
На международном рынке товаров и услуг:
за счет возможного вступления Беларуси во Всемирную Торговую Организацию;
путем участия субъектов хозяйствования Беларуси в транснациональных финансово-промышленных группах и акционерных структурах как в рамках Союза Беларуси и России, так и в рамках СНГ;
традиционным путем освоения мирового рынка.
На внутреннем рынке товаров и услуг:
путем создания конкурентных преимуществ таких конкурентоспособных организационных структур, как холдинги, финансово-промышленные группы и акционерные структуры, ассоциации.
В Беларуси, как и в других странах с переходной экономикой, со многими монопольными рынками, международные совместные предприятия, транснациональные (межгосударственные) финансово-промышленные группы могут способствовать быстрому развитию конкуренции. Они создают почву для обмена интеллектуальной собственностью, товарами и услугами между странами, позволяют консолидировать силы, привлечь передовые технологии и инвестиции, создать дилерскую сеть и расширить рынки сбыта. При этом государственным органам управления следует иметь в виду возможные негативные последствия таких соглашений, позволяющих их субъектам вести себя антиконкурентно.