Стихотворение Д. Б. Кедрина.
— Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
— Как вы понимаете выражения «стойбище осеннего тумана» , «вотчина ночного соловья» ?
Стойбище — становище кочевников; место, где кочующий народ останавливается на некоторое время.
Вотчина — на Руси наследственное земельное владение.
При работе с этими метафорами поэт показывает как фраза из трех слов может разворачиваться в сознании в целую картину, словно в плоской стене открывается окошко, ты выглядываешь в него, а там, впереди, — целый мир, особый, тобою еще не познанный.
«Стойбище осеннего тумана» : в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
— Что вы помните о царевне Несмеяне? Какой она была? Почему поэт сравнивает родную землю с этим сказочным образом?
— Почему Родина названа неяркой?
— Как вы понимаете, что такое лихая сила?
Лихая сила — разбойники.
Околица — изгородь вокруг селения, сделанная для того, чтобы скотина не уходила в лес. Глухая околица — околица, далекая от домов деревни, где никто тебя не увидит и не услышит.
Ножичек сапожный (засапожный) — большой нож, который обычно носят за голенищем сапога.
— Что значит выражение нетленная краса?
Нетленная краса — красота, которая не истлевает, не умирает, вечная красота.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой» , сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана» , с «вотчиной ночного соловья» , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки. Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
— Стихотворение «Аленушка» было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины» . Что добавляет этот факт к пониманию стихотворения?
— Как во время войны люди воспринимали следующие строки?
Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.
— Можно ли считать стихотворения двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?
Стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева нельзя считать словесным пересказом картины В. М. Васнецова «Аленушка» . Это два близких по настроению, но разных по содержанию стихотворения. Схожесть их в том, что они посвящены родной природе и Родине и были написаны, вероятно, под впечатлением картины Васнецова. У этих стихотворений одинаковое количество строф (четверостиший) , одинаковый способ рифмовки (перекрестная) , одинаковый ритм (хорей) .
Тем не менее одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили свои впечатления от картины Васнецова «Аленушка» , передав в своих стихотворениях любовь к родной земле.