Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793—1864).
Учился в Воронежской духовной семинарии.
Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система
образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он
потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году
отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с
сыном и семьёй здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели
семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать
содержателем постоялого двора.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор почти всех изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался
самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также
произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте,
Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей,
полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и
мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
И. С. Никитин на смертном одре.
Скончался И. С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже,
где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте
построили цирк, а могилу И. С. Никитина и ещё несколько могил, одна из
которых — захоронение другого известного поэта А. В. Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».
Творчество
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году,
многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати
стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в
«Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть
уже после начала Крымской войны
. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным. 11
декабря 1853 г. оно было перепечатано в газете «С.-петербургские
ведомости» со следующим комментарием:
Не правда ли, что-то знакомое слышится в этом стихотворении, в
чувстве, которым оно проникнуто, в приёмах, в фактуре стиха? Неужели в
г. Никитине суждено воскреснуть Кольцову?[3].
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
В первый отдельный сборник (1856)
вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной.
Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел
в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова.
Главные темы в поэзии Никитина — родная природа, тяжкий труд и
беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест
против несправедливого устройства жизни.
В основном же он, будучи мужественно сдержанным и осторожным,
видимо, в самом сокровенном, глубоко затаенном, скрывал за чувством
прекрасного в природе свои человеческие страдания. Тем пронзительнее
звучала в нём природа, а он в ней, тем глубже западало это все в душу
читателя.[4]
Поэма «Кулак»
Крупнейшее произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в
октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая
редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к
началу 1857 г. Первая публикация — отдельным изданием в 1858 г.
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного
крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный
тип. По Далю, кулак — «перекупщик, переторговщик… на базарах и
пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером»[5]
. В центре поэмы Никитина — образ именно такого кулака, воронежского
мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает
средства