У девочек и мальчиков в переходном возрасте начинают формироваться жизненные ориентиры. Внутренний мир также начинается оформляться в зависимости от особенностей характера. Если в детском возрасте внутренний мир еще закрыт, или не до конца понят самим ребенком, то в подростковом возрасте подросток постепенно раскрывает свои внутренние переживания, старается поделиться с ними, найти единомышленников. Он сам не знает, чего хочет, находясь в постоянных размышлениях, пытается разобраться в себе.
Проблемы, которые волную подростка, для взрослых кажутся несерьезными, но все, же упускать их из внимания не стоит. Внутренний мир настолько раним в этом возрасте, что благоприятнее всего стараться как можно лучше вникать в переживания подростка. Понимание осуществляется через слова. Поэтому тинэйджеры большую часть времени общаются, проводят время на улице, в компаниях. Это естественно, и не стоит этому препятствовать, так как информация это важный источник для понимания себя и окружающих. Так происходит социализация подростка. Переходный возраст – это так же активный период самонаблюдения, самоанализа.
Нередко, подростки испытывают состояние депрессии, вызванной оценкой собственного «Я», своих поступков, и часто подросток недоволен своими действиями, и снова начинает поиск правильного, по его мнению, поведения. Внутренний мир содержит множество глубоких связей с внешним. Путем наложения логических выводов, анализируемых поступков, выявляются познание действительности.
Со временем внутренние переживания систематизируются, упорядочиваются, и подросток приходит к уже четким выводам, и находит пути решения проблем. Но в зависимости от того, насколько он логически мыслил, какие эмоции его одолевали, то таким и будет результат.