В романе поднимается тема о том, как герой остается человеком, сохраняет мужество, честь и благородство души, когда вокруг царит хаос, порок, предательства и жестокость. Здесь таких героев, вызывающих и уважение к их стойкости, и сочувствие к нелегкой судьбе, трое - князь Никита Романович Серебряный, боярин Морозов и Максим Скуратов. Трое - с одной стороны, это так мало против орды опричников, а с другой, достаточно, чтобы показать силу настоящего русского характера.
Образы предстают перед читателем живыми, со всеми переживаниями, мотивами, чувствами. Особенно яркими все-таки становятся портреты Серебряного и Ивана Грозного, представшего во всей красе, если можно так сказать, и противоречивости своего поведения времен опричнины. С высоты двадцать первого века невольно поражают преданность и любовь народа к столь жестокому царю. Толстой, активно импонируя своим трем героям на протяжении всего повествования, не идет на поводу своей авторской симпатии, предпочитая написать горькую и печальную правду. При этом он не полностью использует возможность совсем очернить Грозного в глазах потомков, не упивается описанием кровавых сцен казней и не выражает ярко свою точку зрения на события, предоставив судить о них читателю.
Не берусь судить об исторической достоверности романа, хотя сам автор предупреждает в начале о самых важных допущениях в угоду сюжета, а по мере повествования ссылается на народные песни современников, описывающие события. Зато можно полностью оценить и прочувствовать напевность и красоту древнерусского языка со множеством былинных вставок. "Князь Серебряный" оказался романом, обладающим одновременно и художественной и познавательной ценностью, и необъятной русской душой, и, не взирая на финал, светлой надеждой на лучшее будущее родной страны.