Чиновники, собравшись в доме полицмейстера, решают, как им поступить дальше. Назначение нового генерал-губернатора. Позже они начинают думать над тем, кто такой Чичиков. Одни утверждают, что он — изготовитель государственных ассигнаций, другие считают его чиновником генерал-губернаторской канцелярии. В конце концов, почтмейстер выдвигает теорию о том, что Чичиков — это не кто иной, как сам капитан Копейкин. На вопрос других чиновников касательно этого никому не известного капитана, Почтмейстер рассказывает историю о кампании двенадцатого года, где тогда еще живому капитану Копейкину во время войны оторвало ногу и руку. В силу своей инвалидности капитан более не мог зарабатывать себе на жизнь и поэтому отправился в Петербург. Копейкин собирался просить милостыню на улицах. Устроившись в трактире на одни сутки, капитан расспрашивает людей о том, как ему быть и решает отправиться в высшую комиссию. Четыре часа прождал Копейкин в приемной, пока не вышел адъютант и не сообщил, что генерал сейчас выйдет. К тому же, народ, который собрался вокруг Копейкина отнюдь не маленький: одни полковники и чиновники. Входит генерал. Копейкину удается представиться генералу, и тот сказал ему, чтобы пришел на днях. Капитан обрадовался и даже немного кутнул в этот же вечер. Через три дня он снова отправляется к министру. Тот узнает его, однако говорит, что помочь ничем не может, здесь нужно ждать приезда государя, которого в городе нет. Копейкин оказывается в неопределенном положении. Он приходит в комиссию каждый день, однако его уже не принимают. Постепенно у Копейкина заканчиваются все деньги, и инвалид начинает голодать. Наконец обманным путем Копейкин снова проскакивает к генералу. Однако ничего не добилвается, а министр советует ему самому искать средства к существованию и терпеливо ожидать решения. Капитан идет на крайние меры и заявляет, что никуда не уйдет из канцелярии. Тогда инвалида за казенный счет водворили на его постоянное место жительства. Далее следы Копейкина теряются, однако ж месяца через два в рязанских лесах появилась шайка разбойников, атаманом которой являлся некий инвалид.
Полицмейстер прервал рассказчика, указав, что у Копейкина не было ни руки, ни ноги, а Чичиков в этом плане совершенно нормален. Сначала почтмейстер сам обозвал себя телятиной, однако потом стал выкручиваться, доказывая, что в Англии и не такие протезы достать можно. Его более не слушают. Далее в адрес Чичикова следуют еще две версии:
Договорились до того, что Чичиков — это переодетый Наполеон, который сбежал с острова Елены. Конечно, этому многие чиновники этому не верят, хотя и признают, что профиль Павла Ивановича на самом деле напоминает Наполеоновский.
Чиновники решаютузнать что-нибудь о Чичикове у Ноздрева. Тот решительно заявляет, что гость — шпион, что он сам сидел с ним за одной партой в школе и что того уже тогда дразнили фискалом. Еще один помещик поведал, что Павел Иванович — фальшивомонетчик и что он на самом деле хотел увезти губернаторскую дочку, в чем ему и помогал сам Ноздрев. Когда чиновники заикнулись о Наполеоне, помещик понес такую околесицу, что собравшиеся уже сами не рады были. Чиновники разошлись еще более озадаченные. Все происходящее настолько потрясло прокурора, что он неожиданно умер...
Чичиков ничего не ведал об этих событиях, поскольку получил легкую простуду и несколько дней сидел дома. Никто не приехал навестить больного, что несколько удивило Павла Ивановича. Почувствовав себя лучше, гость отправился с визитами. В домах чиновников его почему-то не принимали, либо принимали, но как-то странно... Возвращаясь домой, Чичиков встречает Ноздрева, который говорит ему о происходящих событиях. Павел Иванович избавляется от помещика и приказывает Селифану готовить карету для выезда из города завтра, на заре...