История России, конец XVI-XVIII век, 7 класс, Поурочные разработки, Данилов А.А., Косулина Л.Г., 2015.
Данное пособие является частью учебно-методического комплекта к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России. Конец XVI—XVIII век. 7 класс», переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования и ИКС по истории. В книге представлено тематическое планирование курса, поурочные разработки каждого параграфа учебника, отрывки из исторических источников, дополнительные материалы, списки литературы и интернет-ресурсов для учителя. Особое внимание в пособии уделено системно-деятельностному подходу при изучении истории России и формированию у учащихся универсальных учебных действий. Поурочные разработки содержат также рекомендации по использованию рабочей тетради А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной как на уроках, так и при подготовке домашнего задания.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о внутренней и внешней политике Бориса Годунова; проанализировать причины экономического кризиса начала XVI в.; выявить специфику народных выступлений.
Основные знания: цели внутренней политики правительства Бориса Годунова; введение пятилетнего сыска беглых крестьян; учреждение патриаршества; новые направления внутренней политики Бориса Годунова; основные направления внешней политики и успехи в ней; пресечение династии Рюриковичей; особенности воцарения Бориса Годунова на московском престоле; причины экономического кризиса начала XVI в.; народные выступления против правящего режима; появление первого самозванца.
Внутрипредметные связи: история России: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Образовательная среда: учебник, рабочая тетрадь, настенная карта «Смутное время в России начала XVII в.».
Персоналии: Фёдор Иванович, Борис Годунов, патриарх Иов, Мария Нагая, царевич Дмитрий, Фёдор Никитич Романов (Филарет), Лжедмитрий (Григорий Отрепьев).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Тематическое планирование курса «История России. Конец XVI — XVIII в.»
Тема 1. Россия на рубеже XVI—XVII вв
Урок 1. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Урок 2. Смута в России
Урок 3. Итоги и последствия Смутного времени
Тема 2. Россия при первых Романовых
Урок 4. Экономическое развитие России в XVII в
Урок 5. Социальная структура российского общества
Урок 6. Политическое развитие страны при первых Романовых
Урок 7. Власть и церковь. Церковный раскол
Урок 8. Народные движения
Урок 9. Внешняя политика
Уроки 10—11. Культурное пространство в XVII в
Урок 12. Сословный быт. Обычаи и нравы
Урок 13. Повторение и контроль по темам «Россия на рубеже XVI—XVII вв.», «Россия при первых Романовых»
Тема 3. Россия в эпоху преобразований Петра I
Урок 14. Причины и предпосылки петровских преобразований
Урок 15. Начало царствования Петра I. Борьба за власть
Урок 16. Внешняя политика. Северная война
Урок 17. Реформы Петра I
Урок 18. Экономическая политика в первой четверти XVIII в.
Урок 19. Социальная политика и народные движения первой четверти XVIII в
Уроки 20—21. Преобразования Петра I в области культуры
Урок 22. Повторение и контроль по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I»
Тема 4. После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов
Уроки 23—24. Дворцовые перевороты
Урок 25. Внутренняя политика в 1725—1762 гг
Урок 26. Внешняя политика России в 1725—1762 гг
Урок 27. Повторение и контроль по теме «После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов»
Тема 5. Россия в 1760—1790-х гг
Урок 28. Внутренняя политика Екатерины II
Урок 29. Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
Урок 30. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в
Уроки 31—32. Внешняя политика Екатерины II
Урок 33. Россия при Павле I
Урок 34. Культурное пространство: наука и образование
Уроки 35—36. Культурное пространство: художественная культура
Урок 37. Быт и обычаи
Урок 38. Повторение и контроль по теме «Россия в 1760—1790-х гг.»
Итоговое повторение
Урок 39. Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России. Конец XVI — XVIII в.»
Список литературы и интернет-ресурсов по курсу «История России. Конец XVI — XVIII в.».