«Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно
более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на
активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных
целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее
приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания,
критического мышления, способности и готовности к самоопределению,
самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на
адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных
особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с
воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования
личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного
развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ,
самоодобрение, самовнушение».
«Самонаблюдение – наблюдение человеком за внутренним планом.
собственной психической жизни, позволяющее фиксировать её проявления
(переживания, мысли, чувства). Возникает в процессе общения с другими
людьми, усвоения социального опыта и средств его осмысления. Результатом
является самоотчет – описание человеком самого себя в относительной
целостности психических и личностных проявлений. Самоотчету бывают
свойственны систематические ошибки, важнейшая из которых состоит в том, что
значительная часть испытуемых склонна, давая его, представлять его в
возможно более выгодном свете».
Эти две обширные цитаты, на мой взгляд, выражают основную мысль
индивидуального самовоспитания – постоянное стремление проявить себя как
можно полнее, лучше, и при этом не превратить жизнь в любование
собственными успехами. Достичь этого довольно трудно, ведь человеку
свойственно переоценивать свои силы и возможности, однако вполне реально.