В своем романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рассказывает читателю о разных людях, живших в эпоху Отечественной войны 1812 года. Действующих лиц в его произведении очень много, но одним из самых ярких образов является Наташа Ростова, которую в начале мы видим тринадцатилетней беззаботной девочкой, а в конце – любящей женой и матерью. На протяжении всего романа читатель следит за духовным становлением девушки.
Впервые Наташа появляется на страницах произведения «живой», «черноглазой» девочкой. Она находится в том «милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребенок еще не девушка». Любимица семейства Ростовых, Наташа и сама полна любви и ласки к окружающим. С разбегу она влетает в гостиную с куклой Мими в руках, задыхаясь от смеха, и в комнату словно врывается солнечный луч. Вот она в «цветочной» комнате прячется между кадок цветов и, случайно подсмотрев и подслушав объяснение в любви Николая и Сони, по-детски подражает им. Она просит Бориса поцеловать ее и спрашивает юношу: «Навсегда? до самой смерти?». Наташа уверена, что жизнь – это сплошной праздник, а весь мир – чудесная гармония. «Порох», «зелье девка», «казак» - так характеризуют ее другие люди.
Подрастая, Наташа превращается в обаятельную девушку, на которую обращают внимание из-за ее жизнерадостности и непосредственности. На своем первом аристократическом балу девушка боится, что ее никто не пригласит на вальс. Но, танцуя с Андреем Болконским, Наташа испытывает чувства, постепенно переходящие от робости к надежде и ожиданию, от страха к восторгу и упоению своей молодостью и успехом. Первый выезд в «большой свет» принес девушке торжество. Наташу не занимали ни государь, ни важные лица, ни политические проблемы: «Она ничего не заметила и не видела из того, что занимало всех на этом бале Она была на той высшей ступени счастья, когда человек делается вполне добр и хорош и не верит в возможность зла, несчастья и горя».
Наташа Ростова с открытой душой принимает жизнь в ее богатстве и красоте. Ей совершенно чуждо желание постоянно сравнивать свои поступки с действиями других людей, ее не волнует мнение окружающих. В качестве внутреннего «ограничителя» этот принцип для нее просто не существует. И происходит это отнюдь не потому, что Наташа намеренно отвергает какие-либо жизненные нормы, просто она обладает духовной свободой и непосредственностью, которые начали проявляться с раннего детства.
Наташа – дворянка, аристократка от рождения. Но, вращаясь в дворянской среде, она очень близка к народу. Народная музыка, песни и пляски захватывают ее. В Михайловке Наташа замирает от волнения, слушая, как дядюшка исполняет на гитаре русскую песню «По улице мостовой». Девушка не смогла усидеть на месте и пустилась танцевать. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы?..» - пишет о ней Толстой.
Вместе с тем, Наташа остро ощущает все фальшивое, ненатуральное. Во время посещения оперы непосредственное чувство жизни девушки сталкивается с вычурностью, нелепостью оперного представления. Видя «страшно наряженных мужчин и женщин при ярком свете, странно двигавшихся, говоривших и певших», Наташа «знала, что все это должно представлять», но ее поражало, ей казалось удивительным отсутствие правды во всем том, что развертывалось перед ней на сцене. Ощущение чего-то необыкновенного, яркого, увлекательного и в тоже время ненастоящего возникает у девушки и тогда, когда она вступает в круг светских знакомств.
Девушка, взрослея, постепенно раскрывает другие черты своего характера. Во время сборов Ростовых к отъезду из Москвы она проявляет деловитость, практичность и хозяйственность, сумев хорошо уложить в ящики все дорогие вещи. Также в этом эпизоде раскрывается ее доброта и патриотизм. Именно по настоянию Наташи все подводы Ростовых были освобождены от вещей и отданы раненым. Все семейные богатства остались в Москве. И что значили эти богатства, на взгляд Наташи, когда решался вопрос о спасении русских солдат и офицеров!
В обозе Ростовых ехал в своей коляске и умирающий Андрей Болконский. Встреча с ним, глубокое горе, которое пережила Наташа из-за сознания страшной вины перед любимым человеком, бессонные ночи, проведенные ею у изголовья больного, показали, сколько мужества и твердости таилось в душе девушки. Но время исцеляет страдания княжны Ростовой.