На Северо-Западном Кавказе общественно-экономические процессы, включая
Кавказскую войну, при всем сходстве с районами Большого Кавказа,
протекали своеобразно. В XVIII — первой половине XIX в. основу
организации общественной жизни адыгских племен составляла сельская
община («псухо»)430. Это отмечали не только советские, но и
дореволюционные историки, указавшие на позднее (первая половина XIX
в,)431 происхождение территориальной общины и господство в ней родовой
организации432. Соотношение «родового» и «территориального» в адыгской
общине по Ф. И, Леонтовичу выражалось в следующем: «Община... еще не
успела вытеснить из народной жизни старые родовые формы... роды...
раздробились по общинам на части, живут разбросанно по разным местам,
часто значительно удаленным одно от другого»433. Подобная
«реорганизация» родовой общины в территориальную в столь сжатые сроки
(за полстолетие!) не представлялась возможной. Вместе с тем не подлежит
сомнению, что именно к этому периоду относится интенсивный процесс
формирования территориальной общины. В XIX в. адыгское «псухо»,
сочетавшее родовые элементы с принципами сельской общины, являло собой
общину переходного типа434. Такие общины, как адыгскую, К. Маркс
относил к промежуточной стадии между первичной формацией и
вторичной435. Подобная оценка особенно применима к так называемым
«демократическим» племенам, наиболее отчетливо сохранившим черты древних
родовых отношений436. У этих племен группа родственных семей,
связанных общим происхождением по мужской линии, составляла род —
«ачих», — членов которого объединяла обязанность кровной мести и
взаимопомощи437. «Ачих» имел ряд хозяйственных функций: обработка земли,
предоставление во временное пользование сельскохозяйственных орудий,
решение вопросов о сроках пахоты и сева438. Основной же единицей в
социально-экономической структуре «демократических» племен была
патронимическая семья. По данным М. А. Меретукова, «большой дом» в
шапсугской общине представлял собой хозяйственный и идеологический
центр Состоявшая из 50 и более членов, адыгская семья отличалась
устойчивостью, объяснявшейся скотоводческим направлением хозяйственной
деятельности «демократических» племен; для лучшей организации содержания
и охраны скота «сохранялся» не только «большой дом», но и создавались
«союзы» численно небольших семей. «Большой дом» был тесно связан с
«ачих» (родом) традиционными общими обязанностями — взаимопомощью,
кровной местью, сохранявшимися формами родовой собственности
(например, общие мельницы)440. Родовое единство давало о себе знать
также в сфере землевладения и землепользования. Патронимические семьи у
«демократических» племен стремились иметь заделы земли в
непосредственной близости от членов своего клана. При совместной
обработке земли, широко практиковавшейся у «демократических» племен,
объединялись по 4 и более семьи. Такое объединение, называвшееся
«зэцей», делило общий урожай посемейно441. Это не исключало, однако,
существование у шапсугов и натухайцев «автономных» семейных
земледельческих хозяйств442. «Автономность» последних была едва
заметна, когда возникали вопросы, входящие в компетенцию общины — раздел
земли, использование орудий труда и т. д. Впрочем, и здесь многое
оставалось неясным; наряду с родовыми порядками можно было заметить
устои индивидуальной семьи. Иначе говоря, патронимическая семья
продолжала сохранять с «ачих» тесное единство не только в культурных
традициях, но и в реальных производственных взаимосвязях. Наиболее
высокой формой общественной организации адыгов являлись «братства»
(«тлеух»), ты можешь найти всё в интернете!