Все народы проходят свой неповторимый путь к общечеловеческим ценностям, исходя из своеобразия исторических условий бытия, специфических особенностей социально-культурного опыта.
Несмотря на глубинное несходство быта ингушей со многими соседними народами по содержанию жизнедеятельности и культурного облика, несомненно, что на этом уровне тесного общения формировались элементы межэтнической культуры. Такое растянутое во времени культурное общение вызывало привыкание и постепенное принятие иноэтнических элементов культуры.
Язык народа - зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее, на протяжении веков фиксировал общественные, социальные явления, пережитые им.
Как заметил Якоб Гримм - существует более живое свидетельство о народах, чем кости, оружие, могила - это язык.
Важным свидетельством общественных, социально-экономических отношений в прошлом является родной язык, его фольклор. Для народов, у которых, как и у ингушей, не было своей письменности, такое свидетельство приобретает первостепенное значение.
Язык народа - это его исторический опыт, обобщенный и зафиксированный в словах-понятиях. Каждое слово-понятие, если удается раскрыть его историческое содержание, представляет ценнейший документ, конкурирующий с древнейшими памятниками культуры.
От древнейших времен фольклор неотступно сопутствует истории. «Подлинную историю трудового народа нельзя знать, - говорил М. Горький, - не зная устного народного творчества». (Ш.Э. Дахкильгов. Страницы истории Ингушетии, Нальчик, 2005).
В последнее время наблюдается возрождение интереса к изучению национальной культуры и языка. Проблемы их функционирования связаны с ростом национального самосознания.
Вопрос о языках превратился сегодня в индикатор состояния межнациональных отношений.
В языке, через язык, посредством языка живет специфика национальной духовной культуры, эпические сказания, исторические источники, древние предания, непосредственное общение людей – все это неотделимо от материнского языка. Неповторимость собственной истории и самобытность национальной культуры требуют бережного отношения к национальному фонду языка.