Какова же эмоциональная оценка осени Ф. И. Тютчевым? Поэт словно оживляет её, образно наделяет осень присущими только человеку чертами и свойствами. Рассказывая нам о своей осени, он заостряет внимание на таинственной красоте осеннего вечера. Именно вечером осень воспринимается им как божественное, трогательное, бездонное творение: ...на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья. Глубокое, необыкновенно насыщенное по своей окраске стихотворение Ф. И. Тютчева переполнено чувством безысходной грусти, искреннего страдания, сожаления.. . Авторское «я» мы чувствуем в прекрасном описании природы, в переживаниях лирического героя, который словно жалеет о чём-то, нехотя расстаётся с каждой ноткой шелеста «багряных листьев» , с каждой маленькой частичкой его осени. Он не хочет расставаться даже с мельчайшей, совсем незаметной, но милой для него деталью: «умильная, таинственная прелесть» осенних вечеров, «грустно-сиротеющая» земля, «туманная и тихая лазурь» – всё дорого, всё необыкновенно, всё таинственно!. . По принципу мозаики, одно дополняет другое. Лишившись хоть одной частички, картина тютчевской осени уже не смотрится, теряет былую привлекательность.
В стихотворении «Осенний вечер» Ф. И. Тютчева трудно выделить части. Да и нужно ли это? Для Тютчева весь осенний колорит слился в одну фразу, в одно предложение – и это только один вечер, один вздох, одно воспоминание.. . Нет «беззвучной» и «хладной» , горящей и знойной, стыдливой и пышно замирающей осени – есть только один осенний вечер , «таинственный» и «божественный» .
Тютчевское представление осени основано на приёме синтаксического сгущения. В тексте сливаются воедино различные средства художественной выразительности: эпитеты – синтетические («зловещий блеск и пестрота дерев») , сложные («грустно-сиротеющей землёю») , цветовые («багряных листьев») ; метафоры («божественной стыдливостью страданья») ; олицетворения («томный» шелест листьев) ; градация («ущерб, изнеможенье») . Особенно сильно отражает состояние природы и лирического героя, сопереживающего ей, используемый Ф. И. Тютчевым приём аллитерации. Мы слышим песню падающих листьев: Багряных листьев томный, лёгкий шелест , – пронизывающее дыхание ветра: И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветер порою.. . – и – самое главное – тишину (вслушайтесь! Разве вы её не слышите?) : Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть.. . Более глубокого понимания стихотворений мы можем достичь, обратившись к их конструкционным особенностям. Произведение написано пятистопным ямбом. Рифма «Осеннего вечера» – перекрёстная (в стихотворении действительно происходит постоянная борьба, скрещение неба и земли, тьмы и света, бури и тишины) , закрытая (не правда ли, создаётся впечатление завершённости мысли, успокоения, конца какого-то долгого и утомительного пути?) .
Глубокая, неисчерпаемая проблематика стихотворения позволяет нам ещё и ещё раз окунуться, заглянуть в светлый и сумрачный, холодный и знойный, увядающий и горящий мир осени, снова и снова попытаться разгадать её тайну.