Лермонтовский герой — человек трагической судьбы. Он заключает в своей
душе "силы необъятные", но на совести его много зла. Печорин, по его же
собственному признанию, неизменно играет "роль топора в руках судьбы",
"необходимого действующего лица всякого пятого акта". Как же относится к
своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма
печоринской судьбы. "Будет и того, что болезнь указана, а как ее
излечить — это уж Бог знает!"
Печорин трагически одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести
единственное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно
признается Максиму Максимычу: "Е Любовь дикарки немногим лучше любви
знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и
кокетство другой". Герой обречен на непонимание окружающих (исключением
являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии
постигнуть ни прекрасная "дикарка" Бэла, ни добросердечный Максим
Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием
Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты
облика Печорина, и то, что "тоненький" прапорщик недавно находился на
Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина после
гибели Бэлы: "Е Его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало
досадно: я бы на его месте умер с горяЕ" И только по вскользь
оброненному замечанию, что "Печорин был долго нездоров, исхудал", мы
догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
История с Грушницким — это иллюстрация того, что незаурядные
способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные.
Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Григорий по-своему благороден и
честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в
противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно!
Грушницкий стреляет первым. "Пуля оцарапала мне колено", — комментирует
Печорин. Переливы добра и зла в душе героя — большое художественное
открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович
заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство
сочетается с беспощадностью: "Я решился предоставить все выходы
Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра
великодушияЕ Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы
судьба меня помиловала ". И Печорин не щадит противника. Окровавленный
труп Грушницкого скатывается в пропастьЕ Победа не доставляет
лермонтовскому герою радости, свет меркнет в его глазах: "Солнц казалось
мне тускло, лучи его меня не грели".
Мне кажется, что трагизм судьбы лермонтовского героя связан не только с
социальными условиями его жизни (принадлежность к светскому обществу,
политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и
с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее
аналитическое мышление, "бремя познанья и сомненья" приводят человека к
утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в
состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным.