В начале царствования Александра I была проведена коренная перестройка системы
образования. Впервые была создана школьная система, распределенная по
так называемым учебным округам и замкнутая на университетах. Эта система была подчинена Министерству народного просвещения, созданному в 1802 году. Территория России подразделялась на шесть учебных округов, во главе которых стояли попечители. В Московский учебный округ вошло 10 губерний: Московская, Тульская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Владимирская, Костромская, Вологодская, Ярославская и Тверская.
Все учебные заведения подразделялись на четыре разряда:
1. Приходские
одноклассные училища, которые должны были открываться в городских и
сельских приходах – по одному на один-два прихода;2. Уездные двухклассные училища, которые предусматривалось открыть в каждом уездном городе;3. Губернские четырехклассные училища или гимназии;4. Университеты.Новая
образовательная система сохраняла принципы бессословности и
бесплатности обучения, но устанавливала преемственность между школами
разных уровней. В отличие от екатерининской школьной системы, эти три
типа школ соответствовали трем последовательным ступеням общего
образования (учебный план каждого следующего типа школы не повторял, а
продолжал учебный план предыдущего). В приходских школах был установлен один год обучения, в уездных училищах — два года, в гимназиях — четыре года, а затем — университет. Приходские школы учили учеников Закону
Божию, чтению, письму, началам арифметики. В уездном училище
продолжалось изучение Закона Божия и арифметики с геометрией, изучались
также грамматика, география, история, начала физики, естественной
истории и технологии. В губернских училищах изучался предмет, который
ныне называется граждановедением или обществоведением, а также логика,
психология, этика, эстетика, естественное и народное право, политическая
экономия, физико-математические и естественнонаучные предметы,
коммерция и технология. Сельские
приходские училища финансировались помещиками, уездные училища и
гимназии - из государственного бюджета. Кроме того, были духовные
училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, училища,
подчиненные ведомству учреждений императрицы Марии (благотворительные) и
военному министерству. Особую категорию составляли элитные учебные
заведения - Царскосельский и другие лицеи и благородные пансионы. Императорский Царскосельский Лицей был
создан в 1811 году для образования и воспитания юношества,
предназначенного к "важнейшим частям службы Государственной". Идея
создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю М.М.
Сперанскому и была связана с планами преобразования России императором
Александром I. А.С. Пушкин окончил Царскосельский (Александровский) лицей в 1817 году. 18 октября 2011 года был отмечен 200 – летний Юбилей со дня основания Царскосельского лицея.
Одновременно
с открытием гимназий, правительство приняло ряд законов, ставивших
целью повысить престиж образования. В 1903 году было объявлено, что
через пять лет после открытия губернских гимназий лица без образования
не будут приниматься на должности, требующие специальных знаний.
Правительство выполнило эту угрозу, обнародовав в 1809 году знаменитый
указ о введении экзаменов на чин, по которому уже не выслуга лет, а
образование открывало путь к получению высших должностей и к получению
потомственного дворянства. В результате успех служебной карьеры был
поставлен в прямую зависимость от уровня образования.
8
декабря 1809 года московское образование украсила театральная школа,
будущее Щепкинское училище. А в 1824 году список образовательных
учреждений пополнил Кадетский корпус, насчитывающий более 500
воспитанников и являвшийся одним из крупнейших образовательных
учреждений России.
В начале XIXвека в Москве был осуществлен проект «Института благородных девиц» - среднего образовательного учреждения для девочек-дворянок,
только не привилегированных, как в Петербурге, а, наоборот, малоимущих.
Для них был открыт Екатерининский институт, названный так в честь
дочери Павла I .
Для девочек, происходящих из семей разночинцев, был открыт
Александровский институт. Для девочек – сирот при Воспитательном доме на
базе «французских классов» открылся Николаевский сиротский институт для
подготовки гувернанток, а также Повивальный институт – среднее
специальное медицинское учреждение для подготовки акушерок.
В
1825 году графом С.Г. Строгановым была открыта в Москве «бесплатная
школа рисования применительно к искусствам и ремеслам». Школа ставила
перед собой задачу развития творческих потенциалов детей.
Были
открыты новые университеты - Казанский и Харьковский. Устав Московского
университета, принятый в 1804 г. и ставший образцом для других
университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность
ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов
факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов.