Первое, что видит человек, въезжающий в Новочеркасск, — это огромные триумфальные арки, воздвигнутые в честь участия донских казаков в Отечественной войне 1812 года. Две одинаковые арки сооружены на въездах в город: одна — с западной, другая — с северо-восточной стороны — по проекту столичного архитектора А.И. Руска в 1817 году при жизни основателя города, прославленного донского атамана, героя Отечественной войны 1812 года, графа Матвея Ивановича Платова.
Поднимаясь вверх no Платовскому проспекту с западной стороны, оказываемся на Азовской площади, в названии которой закреплена историческая память. Охраняя южные рубежи русского государства, донские казаки в течение нескольких столетий вели упорную борьбу за крепость Азов. Героическая страница истории донского казачества — знаменитое «Азовское сидение» (1641 г.), когда небольшой казачий гарнизон крепости выстоял против осаждавшего крепость многотысячного турецкого войска.
Закладывая в 1805 году новую столицу донского казачества, М. И. Платов привлек к разработке генерального проекта известного военного инженера Ф.П. Деволана, который удачно привязал план города к естественному рельефу местности. Основу строгой классической планировки Новочеркасска составляют три его главных проспекта: Платовский, Ермаковский и Баклановский, соединенных большими площадями, от которых радиально расходятся улицы. Единый план застройки города позволил избежать ее хаотичности и достичь выразительного ансамблевого решения. Самобытность архитектурному облику Новочеркасска придает сочетание зданий, выполненных в классических стилях, и типичных казачьих куреней.
В центре площади расположен Михайло-Архангельский храм, построенный в 1870 г. В его облике преобладают черты "русского стиля": луковичные главы, шатровое завершение колокольни, бочкообразные полуколонны. Одноименная деревянная церковь была перенесена из Старочеркасска, но стояла не здесь, а на соседней Старомихайловской площади, за базаром (ныне пл. Кирова). Отсюда, отслужив молебен, отправлялось в поход на войну с Наполеоном казачье войско.
До революции в Новочеркасске насчитывалось, помимо домовых, четырнадцать церквей. Кроме православных храмов была еще лютеранская кирха и польский католический костел. Наряду с культовым назначением они выполняли еще и роль культурных центров. Например, в 1914 году в кирхе с концертами выступали артисты Большого театра Москвы, пел хор под управлением Листопадова A.M., известного собирателя донского фольклора. Теперь осталось восемь храмов и всем им возвращено их первоначальное назначение.
Поскольку интенсивное строительство города началось со второй половины XIX века, в период господства эклектики, зданий такого стиля достаточно много. Их архитектурному облику свойственно большое разнообразие форм и свобода выбора мотивов в отделке фасадов.
Вот сомкнутые фасады двух внушительных зданий винодельческого завода Соколова на проспекте Платовском, 67 (ныне винзавод и военный госпиталь) с богатой, сочной лепниной, которые производят впечатление настоящей дворцовой архитектуры. И вовсе не провинциального, а прямо-таки столичного толка. Мощные гермы атлантов, поддерживающих карниз, лепные маски "сарматской царицы" мы встретим еще не раз в интерьере здания военного собрания на Московской улице.