Наблюдение 1. Первый снег!
Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом и заметить, как изменилась береза.
Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.
После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы было тепло, надо нарисовать много снежинок.
Наблюдение 2. Новый год
Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.
Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.
Наблюдение 3. Оттепель
Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).
Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.
Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода
Показать, что зимой – в ясную солнечную погоду – кора теплая.
В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).
Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?
Рассказать детям, что (когда холодно, мало света и влаги) листьев на деревьях не может быть.
Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).
Наблюдение 6. Метель
Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку; утепляет ствол березы. После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
СТАРШАЯ ГРУППА
Наблюдение 1. Первый снег
Учить видеть красоту в засыпанных снегом березах.
Бывают зимой такие дни: выйдешь на улицу и замрешь от восхищения – березки в белоснежных шубах, ветви под их тяжестью гнутся, стволы напоминают сказочных животных, человечков… Настоящая снежная сказка! В такие мгновения вспоминаются стихи С.Есенина:
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом словно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво, обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
В снежных уборах можно увидеть медведя, черепаху, гнома, сказочных птиц, дома. Нарисуйте их, расскажите о них папе и маме. Внесите изменения в модели березы.
Наблюдение 2. Новый год
Продолжать воспитывать чувство ответственности за "тех, кого приручили", в нашем случае – за березу, учить передавать свои впечатления о природе в рассказах и рисунках.
Предложите детям придумать рассказ и нарисовать в альбоме наблюдений "портрет" Беляночки зимой.
Наблюдение 4. Ясная, солнечная погода
Показать детям, что художники широко используют образ березы в своем творчестве.
Покажите детям картины И.Левитана ("Весна. Большая вода", "Золотая осень"), К.Юона ("Мартовское солнце"), И.Грабаря ("Февральская лазурь"), И.Шишкина ("Лесная глушь"), А.Рылова ("Осень на реке Тесна") и др. Обратите их внимание на то, что "героем" многих пейзажей является "наша родная и любимая Беляночка".
Наблюдение 5. Почему нет листьев зимой?
Дать представление о взаимосвязи дерева с объектами живой и неживой природы: воздухом, водой, светом, теплом, почвой, ночными животными, птицами.
Зимой деревья не питаются, не растут – они погружаются в глубокий сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань – она не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.
Летом деревья откладывают слой пробки под кожицей ствола и веток: чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы.
Наблюдение 3. Оттепель
Продолжать учить определять настроение березы, развивать воображение.
Какое настроение у березки? Она шепчет: "Как бы мне хотелось станцевать для вас". Как вы думаете: как могла бы ходить березка – тяжелой поступью или легким шагом? (Дети изображают и объясняют)
Наблюдение 6. Метель
Углублять представление о взаимосвязи дерева и объектов живой природы, в том числе птиц.
Дети вместе с взрослыми делают кормушку и вешают её на березу. К ней то и дело подлетают птицы: зимой им голодно, а весной и летом они помогут дереву спастись от вредителей.
После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать кормушку и прилетевших к ней птиц, а также изобразить березу в метель.
Детей можно спросить: что помогает дереву устоять во время урагана? Правильно, корни. Они находятся в земле и удерживают дерево от падения.