Комедия Фонвизина Недоросль направлена против тех нравных невежд, которые, имея над людьми свою полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно? . Эта комедия от первой до после дней сцены построена так, что зрителю или читателю ясно: неограниченная власть над крестьянами — источник тунеядства, самодур а, ненормальных отношений в семье, нравственного уродства, безобразного воспитания и невежества. Недорослю-Митрофанушке нет необходимости учиться или готовить себя к государственной службе, потому что у него есть сотни крепостных, которые обеспечат ему сытую жизнь. Так жил его дед, так живут его родители, так почему бы и ему не провести свою жизнь в праздности и удовольствиях? Не сомневаясь в силе смеха, Фонвизин превратил его в грозное оружие. Но в комедию? Недоросль? он привнес также черты? серьезного жанра? , введя образы? носителей добродетели? : Стародума и Правдина. Усложнил он и традиционные положительные образы влюбленных — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему по взглядам людей. Они говорят о том, что дорого самому автору: о необходимости прививать человеку с детства сознание долга, любовь к отчизне, честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчеловечности. Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины XVIII века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой — представителям народа. Стараясь придать яркость и убедительность персонажам, Фонвизин наделил своих героев, прежде всего отрицательных, индивидуализированным языком. ность персонажам, Фонвизин наделил своих героев, прежде всего отрицательных, индивидуализированным языком. Действующие лица в? Недоросле? говорят каждый по-своему, их речь как по лексическому составу, так и по интонации различна. Такой тщательный отбор языковых средств для каждого из героев помогает автору полнее и достовернее раскрыть их облик. Фонвизин широко использует богатство живого народного языка. Пословицы и поговорки, которые употребляются в пьесе, придают ее языку особую простоту и выразительность: ?Всякая вина виновата? , Век живи, век учись? , Без вины виноват? , Подобру-поздорову? , Концы в воду? и др. Автор использует также просторечные и даже бранные слова и выражения, частицы и наречия: ?до завтрева? , дядюшка-де? , первоет? , который бишь? и т. д.
Богатство языковых средств комедии? Недоросль? говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и хорошо знаком с народным творчеством. Таким образом, отличительными особенностями комедии? Недоросль? являются актуальность темы, обличение крепостничества. Реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обучения крепостнического строя эта комедия по праву считается более выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины XVIII века.