XII столетие ознаменовано появлением большого количества русских художников во всех областях искусства. Наиболее выдающиеся среди них удостаиваются и упоминания в летописи, их имена доносят и другие источники. Мы знаем новгородцев Корова Яковлевича и мастера Петра, строителя трех прекрасных соборов Великого Новгорода, лучшим из которых является собор Юрьева монастыря с его могучими и ясными пропорциями. В Полоцке в середине XII века работал зодчий Иоанн, оставивший нам замечательный по новизне сильной, динамической композиции собор полоцкого Евфросиниева монастыря. Киевского летописца удивлял любимец князя Рюрика Ростиславича зодчий Петр Милонег, может быть, смольнянин по происхождению, строивший в конце XII века в Киеве и Чернигове, исполняя волю своего господина, имевшего страсть к строительству — «любовь несытну о зданьих». Несомненно, творцами лучших памятников Владимиро-Суздальской Руси были владимирские «каменыцики», имен которых не назвал летописец. В области живописи в конце XI столетия славился киевский художник и мозаичист Алимпий, руку русских мастеров XII века выдают русские надписи многих икон и фресок, свобода трактовки тех или иных сюжетов, своеобразие колорита и стиля ряда новгородских памятников. В прикладном искусстве, издавна возвеличившем славу русского художества, нам известны имена новгородских ювелиров Косты и Братилы — создателей знаменитых серебряных кратиров Софийской ризницы, литейщика Константина — автора известных вщижских бронзовых «арок» с их прекрасной орнаментацией.