Полонский считается одной из ключевых фигур русской поэзии послепушкинского времени. К сожалению, сейчас его творчество не так известно широкому кругу читателей, как стихотворения некоторых современников — Тютчева, Фета, Майкова. В Якове Петровиче всегда боролись два начала. Многие стихотворения поэта слишком прозаичны. Нередко в них встречаются выражения грубые и низменные. По мнению литературного критика Юлия Исаевича Айхенвальда, часто Полонский облекал в стихотворную форму сюжеты этого недостойные. Яков Петрович не был жрецом, творцом из каких-то высших сфер. Он больше похож на старого знакомого — остроумного, искреннего, занимательного. Впрочем, иногда истинное вдохновение побеждало внутри Полонского излишнюю прозаичность. В таких случаях на свет появлялись настоящие поэтические жемчужины.Произведение «По горам две хмурых тучи…» — прекрасный образец пейзажной лирики Якова Петровича. Как правило, стихотворение сравнивают со знаменитым сочинением Лермонтова «Утес». Полонский показывает картину природы в динамике. Благодаря этому перед читателями разворачивается целая история с незамысловатым сюжетом. Хмурые тучи, проблуждавшие весь вечер, к ночи оказались около скалы. Поделить ее им не удалось. Спор двух туч завершился молнией и громом. Застонала скала протяжно и жалобно, вздохнула. После этого тучи успокоились. Главное средство художественной выразительности в стихотворении — олицетворение. Оно здесь явно преобладает. Произведение «По горам две хмурых тучи…» представляет собой аллегорическое изображение чувств и взаимоотношений людей посредством описания пейзажа. На месте грозных туч можно вообразить двух братьев, не поделивших внимание любящей матери. Или мужчин, борющихся за право быть рядом с понравившейся представительницей прекрасного пола.Творчество Полонского в начале двадцатого столетия привлекло внимание русского композитора и пианиста Сергея Танеева. В 1909 году он создал хоровой цикл на стихи Якова Петровича. В него вошли двенадцать музыкальных произведений, разделенных на три тетради. Цикл композитор адресовал хору Пречистенских курсов для рабочих под руководством Вячеслава Булычева. В третью тетрадь — самую сложную в исполнительском плане — Танеев включил сочинение «По горам две хмурых тучи…», по масштабу близкое к симфонической фреске.