В современном башкирском сказковедении сказки разделяют на:
Сказки о животных («Благодарный медведь», «Щедрый заяц», «Медведь и пчелы», «Кто видит дальше», «Медведь и дед», Крот и ворона и др.).
Персонажи этих сказок — волк, лиса, медведь, коза, муравьи и др. Некоторые сюжеты сказок о животных («Лиса-лгунья» «Лев, волк и лиса», «Сказка о теленке», «О лисе, утке и лягушке», «Косуля и яблоня», «Женщина-коза» сохраняют в себе древние верования и обычаи наших предков. В древности башкиры чтили медведя как тотемного животного. Действовал запрет на прямое употребление имени медведя. В сказках его называют «бабай» (дед), «атабыз» (отец), «урман эйэЬе» (хозяин леса), «урман кото» (лесной дух). Древние тотемические черты зайца представлены в сказках «Щедрый заяц», «Заяц и лев». Здесь заяц выступает как воплощение щедрости, доброты и хитрости — помощник людей и зверей в трудную минуту.
Башкирские сказки о животных разделятся по жанрам: этиологические объяснительные («Урал-батыр», «Биранхылу — дочь бире»), классические, сказки-апологи, сказки-небылицы. Этиологические элементы с разъяснениями о возникновении гор, озер и лесов встречаются в сказках: «Тысячелетний», где бабушку за обман привязывают к хвосту яловой кобылы, а там, где голова старухи коснулась земли, появлялись горы, где касалась спина — озера. В сказке «Черный щенок» - где спина старушки коснулась земли — возникают хребты гор, где волосы — волосистые кочки, а где глаза — озера. В сказке «Коварная невестка» - там, где волосы касались земли, образовались кочки, где спина — гора.
Богатырские сказки (Алпамыш и Барсын-хылуу, Семь братьев и сестра, Аюголак, Акъял-батыр, Богатырь Незнай, Тимерхан и др.). Особенностью этих башкирских сказок является малый уровень героизма в героях, действие их вне времени. Противники героев — мифические существа аджаха, пярий. Имена героев связаны с каким-либо районом Башкирии. Традиционным для башкирских богатырских сказок является эпизод чудесного рождения — рождение в лаптях («Джигит, победивший тысячеглавого Аждаху»), рождение от капли крови, брызнувшей на крышу, когда зарезали корову («Акъелак»), рождение из колена старушки («Коленный батыр»), рождение из расщелины скалы, когда старик ударил топором по затрясшейся каменной громаде («Алп-батыр»). Встречаются в сказках и женщины-богатыри (Барсын-хылуу-сбрасывает камни с горы и убивает всех женихов-богатырей).
Волшебные сказки («Клубок», «Молодой охотник и мяскай», «Юлдыбай батыр») [1]. Герои этих сказок или их помощники занимаются преодолением «эпических препятствий». В них действуют существа, противоположные миру людей: Аждаху, Дива, колдунья Мясекай, огромная птица Хымай (Сямрюк, Семере). Самым оригинальным в цикле волшебных сказок является образ Юхи.