История России 9 класс 50-60е года. 1. Что означала политика "оттепели" в духовной...

0 голосов
34 просмотров

История России 9 класс 50-60е года.

1. Что означала политика "оттепели" в духовной сфере?

2.Покажите на примерах пределы "оттепели" в культурной жизни.

3.Какие задачи должна была решать реформа образования 1958г?


История (62 баллов) | 34 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

3.Важнейшей реформой, осуществленной Н.С. Хрущёвым в 1958 — 1964 гг., стала и реформа 
системы народного образования. 

Советская школа недостаточно гибко реагировала на быстрый прогресс науки и техники, изменения в производстве. По точному определению известного педагога В. А. Сухомлинского, средняя 
школа «вместо того, чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не менялась. Выпускники средней школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд не престижным. В то же время в середине 50-х годов вузы могли принять лишь 450 тыс. выпускников средней школы из более чем 1,5 млн. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. 
Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало 
нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное 
поколение родившихся в годы войны. 

Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие 
между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной 
экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 
1955 гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о 
том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958 г. был принят 
Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы 
народного образования в СССР. Согласно закону, осуществление всеобщего 
среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но 
средняя школа приобретала «политехнический профиль». После получения всеобщего 
обязательного восьмилетнего образования молодежь должна была «включаться в 
посильный общественно полезный ТРУД», и все дальнейшее обучение 
связывалось с производительным трудом в народном хозяйстве. 

Все желающие получить полное среднее образование должны были учиться либо в 
средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным 
обучением, либо в среднем профтехучилище (техникуме), либо в вечерних 
(сменных) и заочных школах рабочей и сельской молодежи. Учеба в вузах также 
максимально совмещалась с работой на производстве. 

С самого начала осуществление реформы натолкнулось на многочисленные 
трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к 
реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ 
выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер. 

К осени 1963 г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве 
основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными 
кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. 
На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала 
одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу. Общий уровень подготовки 
учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. 

Итог реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества 
снизился. С осени 1964 г. средняя школа вновь стала десятилетней.

(190 баллов)