Посредством метафор М. М. Пришвин создаёт замечательные словесные
образы-портреты, образы-картины, передаёт тончайшие оттенки чувств,
состояния природы. Описывая природу, писатель наделяет её
антропоморфическими чувствами. Многие пришвинские глаголы метафоричны
(болтают, замечтался, плачут, обнимает, умерло) : они обозначают
действия, присущие не человеку, а дереву, дороге, реке и т. д. Например:
… и дерево сухостойное остановилось и умерло («Суховерхая сосна») ;
Свет в Москве обнимает человека и несёт («Сверкающие дни») ; … мороз
замечтался о далёкой тропической стране («Лесное зеркало») .
Одухотворяя
природу, автор делает её понятнее, ближе и ярче. Природа у него, как и
человек, может быть весёлой и грустной, радостной и печальной, ясной и
суровой. Например: Новорождённые ветки, светло-зелёные на тёмной старой
зелени, частые, изменяли весь вид угрюмого дерева («Угрюмое дерево») ; …
осина голая, сердитая, вся пропитанная своим горьким осиновым соком
(«Сосна») ; Утро встало со всех сторон светлое, и дымки поднялись бодро
кверху… («Утренник») .