1. Лирического героя в поэзии Тютчева нет (во всяком случае, в том смысле, какой вкладывал в этот термин Ю. Тынянов в статье «Александр Блок»). Его поэзия не представляет србой лирической исповеди, в его стихотворениях — объективный мир, картины жизни, размышления. Однако при чтении стихотворений Тютчева всегда возникает ясное представление о личности их автора. Мы узнаем, как он воспринимает жизнь, что думает об окружающем мире, что его увлекает, а что отталкивает.
2. Индивидуальность поэта характеризует прежде всего масштаб его мысли. В стихах Тютчева человек соотнесен с мирозданием, со Вселенной, частная жизнь его, сиюминутное в ней соотнесены с. вечностью, конкретные явления природы— с мирозданием («Видение», «Как океан объем лет шар земной...», «День и ночь», «Смотри, как на рецнсш просторе...», «Святая ночь на небосклон взошла...»).
В его лирике ставятся вечные вопросы бытия — жизни и смерти, смысла человеческого существования («Брат, столько лет сопутствовавший мне...», «Сижу задумчив и один», «Бессонница», «Из края в край, из града в град», «Сумерки», «Близнецы», «Malaria», «Весеннее успокоение»). Человек в произведениях Тютчева включен в поток мировой истории («От жизни той, что бушевала здесь...», «Наш век», «Наполеон», «На древе человечества высоком...», «Цицерон»).
Пространственные координаты в поэзии Тютчева — космос, временные — вечность. Он пишет о мире с небесным сводом, «горящим славой звездной», о природе, у которой «есть душа» и «есть язык», о гармоническом бытии, которое сродни божественному произведению искусства, где и внезапная гроза — это игра юной Гебы, которая «кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила». Но есть в поэзии Тютчева и «древний хаос», голос которого слышен в завываниях ночного ветра, стихия, которая «нас уносит в неизмеримость темных волн» («О чем ты воешь, ветр ночной?..»).
Пророчества поэта обращены не к жизни поколений, не к смене эпох, а к судьбе мироздания, носят эсхатологический характер:
Когда пробьет последний час природы,»
Состав частей разрушится земных:»
Все зримое опять покроют воды,»
И Божий лик изобразится в них!
(«Последний катаклизм»).
Владимир Соловьев писал о Тютчеве: «И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу жизни, — природной и человеческой, — основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества» («Поэзия Ф. И. Тютчева», 1895).
Наш современник Андрей Тарковский, создавая картину разрушения «состава частей земных», поглощения мира хаосом, включает в свой фильм «Сталкер» стихотворение Тютчева «Люблю глаза твои, мой друг...» о темных, стихийных силах в душе человека. Работая над лентой, режиссер в мыслях своих обращался к творчеству Тютчева: видимо, пророчества поэта нам более понятны и близки, чем его современникам.
3. Тютчев в философских стихотворениях не предлагает читателям готовых ответов, а страстно ищет истину. Его живая мысль бьется над загадками бытия, мы ощущаем ее могучую энергию, следим за ее напряженным движением. Она никогда не преподносится как урок, как назидание, она всегда открытие («Увы, что нашего незнанья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа— сфинкс. И тем она верней...», «Умом Россию не понять...»).
4. Обращаясь к главным вопросам человеческого бытия, Тютчев не размышляет холодно и отстраненно, он волнуется, мучается, сомневается, ищет.