Многие родители, услышав о том, что их ребѐнок всерьѐз увлѐкся
компьютером, зачастую не осознают серьѐзность проблемы, путая
стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится
слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети,
высокомерно отвечают: «Компьютерами» - и не менее гордо: «Он/она за ним
круглые сутки сидит!». Подразумевая, видимо, что ребѐнок изучает что-
нибудь новое и полезное, а ребѐнок в это время с помощью всего лишь пяти
клавиш управления (вверх, вниз, влево, «огонь») совершенствует ловкость
рук и рефлексы головного мозга. «Лишь бы не курил, не пил, наркотики не
употреблял»…
Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в
обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши
квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь.
Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же
такое ПК для детей: зло или благо?
Болезненное пристрастие. Психиатры отмечают: к ним все чаще
обращаются родители, которые обеспокоены болезненным пристрастием
своих детей к компьютеру. У них даже появился специальный термин —
"компьютерный синдром". Многие медики однозначно считают, что это
болезнь, и она тяжело лечится. По словам практикующих врачей, вначале
болезнь развивается банально: ребенок проводит много времени у
компьютера, играет в компьютерные игры или занимается веб-серфингом, а в
итоге это переходит в неуемную потребность проводить за компьютером все
больше времени.
Практика показывает, что дети с легкостью учатся управляться с
клавиатурой и мышкой даже в том случае, если впервые увидели компьютер
гораздо позже, чем все остальные в классе. Родители склонны гордиться
достижениями своего чада, поэтому, увидев, как мастерски управляется с
мышкой их трехлетний малыш, испытывают восторг. Однако спустя год или
два, когда ребенок подрастает, родители неожиданно замечают, что за это
время он так и не научился ничему новому — он просто продолжает играть и
кликать по одним и тем же ссылкам. В раннем возрасте умственные
способности развиваются в процессе взаимодействия с окружающим миром,
а вовсе не потому, что ребенком управляет электронная машина,
отвлекающая его от других видов деятельности, которые более полезны
для развития.
При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям
в развитии координации рук и глаз, а также других способностей.
Результаты исследований показали, что существуют отчетливые
половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры,
связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры -
приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры.
Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-
приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними
идут игры-стратегии.
Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические
игры.
Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем.
Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является
развитие навыка системного мышления.
Отметим основные положительные аспекты компьютерных игр другой
тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию
формально-логического, комбинаторного мышления.
Спортивные и конвейерные («Тетрис») игры развивают сенсомоторную
координацию, концентрацию внимания.
Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный
скачок в освоении знаний. А удовольствие от того, что «стал умнее»,
испытывает, прежде всего, сам ребенок.