Ярополк Святославич (ум. 11 июня 978) — великий князь киевский (972—978), старший сын князя Святослава Игоревича.
Этимология имени характерна для словообразования славянских княжеских имён: состоит из 2-х частей, Яро- (ярый в смысле "яркий, сверкающий") и -полк (полк на старослав. "народ, толпа"), то есть имя означает примерно «сияющий в народе».
Дата рождения и мать Ярополка неизвестны. Впервые его имя упоминается в «Повести временных лет» в 968 году, когда во время набега печенегов на Киев княгиня Ольга заперлась в городе с 3 внуками, одним из которых был Ярополк.
Отец Ярополка, князь Святослав, перед уходом на войну с Византией поручил в 970 году Ярополку управление Киевом. После того, как остатки русской дружины во главе со Свенельдом принесли в Киев весной 972 года известие о гибели князя Святослава в битве с печенегами у днепровских порогов, Ярополк стал киевским князем. Другие сыновья Святослава, Олег и Владимир, удельно правили остальными частями Киевской Руси.
Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II: русские послы посетили императора на съезде князей в Кведлинбурге в декабре 973 года. Согласно немецкой «Генеалогии Вельфов», родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий швабский герцог Конрад) выдал замуж свою дочь Кунигунду за «короля ругиев». По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны. Другая версия связывает помолвку Кунигунды с Ярополком.
С правлением Ярополка также связана чеканка первых собственных монет Киевской Руси, напоминающих арабские дирхемы - т. н. "псевдодирхемы Ярополка" (известно чуть более 10 экземпляров).
По данным Никоновской летописи, к Ярополку приходили послы из Рима от папы. О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись:
«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал... Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую.»Междоусобица и гибель
В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями, князем древлян Олегом и новгородским князем Владимиром. Ярополк, следуя уговорам воеводы Свенельда, напал на владения Олега. При отступлении в свою столицу Овруч Олег был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Летопись представляет Ярополка сокрушающимся о гибели брата, убитого помимо его воли. После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море», так Ярополк стал правителем всей Киевской Руси.
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев. В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд, который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родня на реке Рось. После длительной осады в Родне возник голод, что заставило Ярополка под нажимом Блуда вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи».
«Повесть временных лет» датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ «Память и похвала князю Владимиру» (Житие князя Владимира от монаха Иакова) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.
Ярополк оставил вдову, бывшую греческую монахиню, похищенную для него отцом во время одного из походов. Её взял в наложницы Владимир, и она вскоре родила сына Святополка — дитя «двух отцов». По сообщению летописи не вполне ясно, была ли вдова беременна до гибели Ярополка, или забеременела от Владимира вскоре после пленения. По косвенным данным, Святополк считал себя сыном и наследником именно Ярополка, а Владимира — узурпатором (так, он брал в заложники «мачеху и сестёр» Ярослава Владимировича, что было бы странным, если бы Святополк полагал себя тоже Владимировичем).
В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый, велел выкопать из могил кости своих дядей (Ярополка и Олега), крестить их останки (деяние, строжайше запрещённое христианскими канонами) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве. Если Ярополк и был крещён при жизни (в любом случае это могло быть лишь незадолго до его гибели), об этом спустя почти семьдесят лет могли уже и не помнить.