О музыкальности живописи всерьёз стали задумываться живописцы-романтики первой трети XIX века. Они сознательно, используя особые живописные приёмы, стремились, чтобы их картины были «напоены» музыкой. Музыка жила в композициях полотен, в гармонии красок, музыкальности ритмов, в игре света и тени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и особенно - портреты.
Изображая музыкантов, занятия музицированием, восприятие и творчество музыки и т. д., живопись запечатлевает историю музыкального искусства, прежде всего в его внешней, жизненно-бытовой стороне. Это позволяет по произведениям изобразительного искусства судить об инструментах, формах музицирования, о связи музыки с бытом и общественной жизнью той или иной эпохи (её участии в праздниках, массовых действиях, парадах и т. д.), а также о воздействии музыки на людей. Но к характеру самой живописи все это имеет не большее отношение, чем любая другая подвластная ей тематическая сфера» - такой вывод искусствоведа В. Ванслова верно характеризует влияние тем «музыка в жизни» и «жизнь в музыке» на качество и уровень произведения живописи.