В настоящее время многие дирижёры отказываются от использования
палочки — вообще или в медленных частях сочинений; без палочки ещё в
первой половине XX века дирижировали Василий Сафонов (с начала 20-х годов)[1] и Леопольд Стоковский. Лео Гинзубрг
отмечал, что в научной литературе с годами всё меньше внимания
уделяется мануальной технике: она очень индивидуальна и на практике
нередко опровергает любые теории[33].
Здесь можно обозначить лишь общие контуры: самая сильная (первая) доля
такта обозначается движением правой руки вниз, самая слабая
(последняя) — движением правой руки вверх, остальные (если они имеются)
распределяются между ними, образуя так называемую метрическую сетку. Кроме такого определения темпа и ритма,
дополнительными движениями рук, головы, всего корпуса, а также мимикой
дирижёр указывает характер исполнения музыки как для ансамбля в целом,
так и для его отдельных групп и участников[31].
В своё время Рихард Вагнер вызывал негодование публики тем, что
симфоническими сочинениями дирижировал наизусть; в XX веке выступления в
концертах без партитуры
на пульте и даже без пульта стали нормой: «Хороший дирижёр, — говорил
Ганс фон Бюлов, — держит партитуру в голове, а плохой — голову в
партитуре»[34][35].
Если дирижёр не может оторваться от партитуры, писал Ф. Вейнгартнер, он
не более чем отбиватель такта и не имеет права претендовать на звание
артиста[35].
Для Вагнера и Бюлова и для их многочисленных последователей важен был
зрительный контакт с оркестром; с другой стороны, и Вейнгартнер в своё
время напоминал, что публика «должна слушать музыку, а не удивляться
хорошей памяти дирижёра»[36],
и часто можно наблюдать, как дирижёр перелистывает партитуру, почти не
заглядывая в неё — не отрывая взгляда от оркестра; многие, во всяком
случае, считали и считают демонстративное дирижирование наизусть дурным
тоном[31][35].