Роль черного моря в экономике россии

0 голосов
37 просмотров

Роль черного моря в экономике россии


География (16 баллов) | 37 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Черное море играет исключительно важную роль в экономике прилегающих стран. Рыболовство, транспортные пути, химическое и минеральное сырье, энергетические ресурсы, лечебно-курортные свойства черноморских вод составляют огромный потенциал природных богатств, необходимых для развития многих отраслей народного хозяйства. Использование этих богатств известно с древних времен. Однако на современном этапе роль морских ресурсов с каждым годом быстро возрастает. Море стало поставщиком сырья для промышленности и продуктов питания человека. Рыба и другие виды животного мира Черного моря являются ценными пищевыми продуктами с большим содержанием белков и витаминов.

По оценке экономистов, общая стоимость ежегодных черноморских уловов рыбы в первой половине семидесятых годов составляла 47—48 миллионов рублей. Примерно столько же ее добывалось и в Азовском море. Наряду с рыбой в Черном море имеют промысловое значение мидии, креветки, устрицы, а также водоросли – филлофора цистозира и цветковое растение – зостера. В 1975 году, например, улов всех черноморских нерыбных биологических ресурсов составил около 130 тысяч центнеров.

Важное значение в экономике черноморских стран имеет морской транспорт. Голубые дороги представляют самый дешевый вид транспорта. Себестоимость морских перевозок дешевле железнодорожных в 1,5 раза, а в сравнении с автомобильным и авиационным эффективность морского транспорта еще выше. Особенно выгодно использование морского транспорта на дальних расстояниях, где он часто бывает единственным видом транспорта, например, при доставке крупногабаритных грузов в районы Крайнего Севера, на другие континенты, на острова и т. п.Пролив Босфор – единственная артерия, соединяющая Черное и Средиземное моря.

Черное море является исключительно важной транспортной артерией нашей страны по внутренним и международным грузопассажирским перевозкам. Практически оно связано со всеми портами мира.

На Черном море расположены десятки современных морских портов, обустроенных современными вокзалами для пассажиров, причалами, погрузо-разгрузочной техникой, сооружениями для хранения и переработки грузов. Самыми крупными черноморскими портами можно назвать такие, как Одесса, Ильичевск, Керчь, Новороссийск, Туапсе, Поти, Батуми, Констанца, Варна, Бургас, Трабзон, Самсун.

Черное море обладает хорошей судостроительной и судоремонтной базой. На черноморских судостроительных заводах строятся крупнотоннажные танкеры, океанские рыболовные траулеры, быстроходные пассажирские катера. Советские судостроители создали такие крупные танкеры, как «Крым», «Кубань», «Кавказ», «Кузбасс», «Керчь», «Советская нефть» водоизмещением до 180 тысяч тонн и более. Эти танкеры признаны лучшими в мире по обеспечению чистоты окружающей среды. По своей конструкции они имеют двойной корпус и исключают загрязнение моря нефтью даже при повреждении судна.

Большие перспективы открываются в использовании энергетических ресурсов Черного моря. Ученые считают, что черноморские воды обладают огромными потенциалами электрической энергии. Для создания энергетических установок здесь могут быть использованы энергия волн и течений, разница температур водных слоев, извлечение из морской воды ядерного топлива —урана, использование изотопа водорода – дейтерия, получаемого из морской воды для термоядерных электростанций и др.

В мировой и отечественной энергетике использование морских энергоресурсов известно давно. В нашей стране построены электростанции на использовании энергии приливов в Белом, Баренцевом, Охотском морях. В число таких электростанций входят Кислогубская и Лумбовская. Опыт эксплуатации этих электростанций стал примером для проектирования и строительства новых, более мощных объектов, например, Мезенской, Кулайской и Беломорской приливных электростанций.

В практике, как известно, хорошо зарекомендовали себя морские гидротермальные электростанции, основанные на использовании разности температур водных слоев. Такие установки, например, уже давно работают на Кубе, на Гавайских островах в Тихом океане и в других районах. Действие гидротермальных установок в этих районах признано пока наиболее рентабельным, т. к. разница температур воды в зоне протоков превышает 20° С. Однако специалисты считают, что гидротермальные электростанции могут быть эффективными и при разнице температур в 10—15° С.

В Черном море наибольшая разность температур поверхностных и глубинных вод наблюдается у берегов Крыма. Здесь холодный слой воды устойчиво сохраняет температуру менее 10° С, а теплый, особенно в летнее время, достигает 25° С. При этом разница в глубинах составляет всего лишь 30—50 метров. Создание низкоградиентных термоагрегатов позволит широко использовать гидротермальную энергию черноморских вод в энергосистеме нашего народного хозяйства. В настоящее время ученые и специалисты рассматривают возможность создания на южном берегу Крыма морской гидротермальной электростанции.


(27 баллов)
0

устал писать))