Главная экономическая проблема заключалась в том, чтобы сделать экономику восприимчивой к постоянно изменяющимся и развивающимся потребностям общества, способной эффективно ассимилировать достижения НТП и быстро реагировать на любые проявления творческой инициативы. В ней должны были гармонично учитываться интересы как отдельных производителей, так и всего общества. В связи с этим требовалось решить по крайней мере такие основные задачи:
Осуществить переход всех предприятий и учреждений на хозрасчет и самофинансирование.
Перестроить организационные структуры управления в центре и на местах с целью повышения его эффективности.
Обеспечить развитие кооперативного движения, разнообразных форм подряда и аренды
Выполнить программу финансового оздоровления н/х (реформа ценообразования, наведение порядка в бюджете, финансово-кредитной системе, деятельности банков) .
Но радикальная экономическая реформа не только не завершилась, но по-настоящему и не начиналась.
В 1990 г. впервые за послевоенный период был допущен абсолютный спад производства. Нарушение межотраслевых производственных связей, необеспеченность сырьем, комплектующими изделиями, запчастями поставили на грань остановки сотни предприятий.
Сократился товарный запас потребительских благ.
В чем суть реформы советской политической системы во второй половине 80-х гг. и каковы ее последствия?
Сделать все, чтобы миллионы трудящихся были включены в управление страной не на словах, а на деле.
Создать эффективный механизм, который обеспечивал бы своевременное самообновление политической системы с учетом меняющихся внутренних и международных условий, способной ко все более активному развитию и внедрению во все сферы жизни и управления.
Конечная цель реформы: всестороннее обогащение прав человека, повышение социальной активности советских людей.
Главными причинами неудач экономического реформирования в годы «перестройки» стали : непрерывные корректировки предпринимаемых экономических реформ; промедление в осуществлении уже принятых решений; начало демонтажа прежней вертикали управления экономикой без создания новых механизмов управления; отставание процессов экономического реформирования от быстрых перемен в политической жизни; ослабление центра; активизация политической борьбы вокруг путей экономического развития страны; утрата населением веры в способность властей добиться реальных перемен к лучшему. К лету 1991 г. экономические реформы Горбачева потерпели окончательный крах. Таким образом, советская экономика в 1985-1991 годах прошла сложный путь от планово-директивной модели к рыночной. Это означало полный демонтаж системы управления экономикой, существовавшей десятки лет. Однако прежние структуры управления были разрушены, а новые созданы не были.